Биография. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли Возможен ли научный социализм

20.11.2023

Бернштейн Эдуард

Bernstein Eduard (1850 - 1932)

Эдуард Бернштейн нанес марксизму такой удар, от которого тот, возможно, так полностью и не оправился: личный друг Фридриха Энгельса, alter ego Маркса и ведущий теоретик Социал-демократической партии Германии (СДПГ), первой массовой политической партии, опирающейся на марксистскую доктрину, Бернштейн своей книгой «Эволюционный социализм: критика и доказательство» (Evolutionary Socialism: A Criticism and Affirmation, 1899) поставил под вопрос сами основы видения социализма Марксом.

Пораженный растущими несоответствиями между марксистской доктриной и экономическим развитием Западной Европы, он использовал статистические данные, чтобы показать, как капитализм скорее дифференцирует, чем поляризует общественные классы, а затем перешел от этого разоблачения отдельных предсказаний Маркса к атаке на всю теорию экономического детерминизма, взлелеянную в марксистской философии истории.

Измена Бернштейна была быстро осуждена Карлом Каутским (1854-1938), редактором теоретического журнала СДП Die Neue Zeit; Бернштейн ему ответил, Каутский снова отреагировал, и война с ревизионизмом началась. СДП официально осудила взгляды Бернштейна на своем ежегодном партийном съезде в 1903 г., но гниль уже появилась: с тех пор СДП постоянно раздиралась на части смертельной «раковой опухолью» ревизионизма.

Бернштейн родился в Берлине в 1850 году и оставил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать сначала учеником, затем банковским служащим. Он вступил в СДП вскоре после своего двадцатилетия и начал карьеру в партийной журналистике. Когда Бисмарк запретил социалистические издания в 1878 году, Бернштейн был вынужден уехать за рубеж, сначала в Швейцарию, а затем в Англию. В Лондоне он познакомился с Энгельсом и всеми видными представителями нового Фабианского общества (основанного в 1883 году), продолжая писать для немецких газет и журналов. Законы против социализма в Германии были отменены в 1890 году, но Бернштейн получил разрешение вернуться в Германию лишь в 1901 г., через два года после публикации «Эволюционного социализма». После своего возвращения в Германию он дополнил свою более раннюю книгу еще одной, «Возможен ли научный социализм?» (Wie ist wissenschaftlicher Socialismus moglich?; How is Scientific Socialism Possible?, 1901), которая стала, возможно, еще более популярной в немецко-говорящих странах, чем «Эволюционный социализм». В ней он полностью порвал с марксистской догмой о неизбежности прихода социализма и доказывал это целиком из этических оснований: социализм не является предопределенным, но все же должен одержать верх над капитализмом как более высокая стадия развития человеческого общества.

СДП выжила в период нацизма и снова появилась на поверхности в качестве основной немецкой политической партии после Второй мировой войны. В 1959 году она приняла так называемый Бад-Гёдесбергский манифест принципов, отрекаясь от проводившейся долгое время пропаганды марксизма, но все же провозглашая себя сторонницей социализма через ящик для голосования. Другими словами, через 60 лет СДП наконец-то признала идеи Эдуарда Бернштейна.

Литература

P. Gay, The Dilemma of Democratic Socialism: Eduard Bernstein’s Challenge to Marx (Collier Books, 1962); C. Gueuss, Bernstein, Eduard, International Encyclopedia of the Social Science, vol. 2, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

Бернштейн, Эдуард - известный публицист и деятель германской социал-демократии; род. в 1850 г. в семье железнодорожного машиниста. В начале 70-х гг. вступил в социал-демократическую партию, в 1879-1881 гг. принимал участие в издававшихся меценатом-социалистом и поэтом Гехбергом органах «Die Zukunft» и «Jahrbücher für Sozialpolitik und Sozialwissenschaft»; с 1881 по 1888 г. состоял редактором выходившего в Цюрихе - за невозможностью издания его в Германии - официального органа германской социал-демократии «Sozialdemokrat». Б. в это время был представителем наиболее радикального крыла социал-демократии и считался одним из ее особенно сильных теретиков. Одна статья его повлекла за собой обвинение Б. в оскорблении величества, и до 1901 г., когда дело за давностью было прекращено, Б. не мог вернуться в Германию; помимо того, в 1888 г. он должен был оставить Швейцарию и переехать в Лондон, где сблизился с Энгельсом, завещавшим ему не только свои рукописи, но и оставшиеся после Маркса бумаги. В 1891-93 гг. Б., по поручению социал-демократической партии, редактировал сочинения Ф. Лассаля и написал для этого издания прекрасную биографию знаменитого агитатора. С половины 90-х гг. он в течение 5-6 лет принимал деятельное участие в теоретическом органе социал-демократии «Die Neue Zeit», но вследствие принципиальных разногласий с редактором его, Каутским, Б. оставил сотрудничество в нем и с 1901 г. сделался фактическим руководителем журнала «Sozialistische Monatshefte», являющегося органом особого, «ревизионистского» направления в социализме, получившего кличку бернштейнианства. Б. сотрудничает также в «Русских Ведомостях». Два раза (на дополнительных выборах в 1902 и на общих в 1903 г.) он избирался депутатом рейхстага; во время выборов 1907 г. был забаллотирован в Бреславле. - Воззрения Б. претерпели за время его литературной и политической деятельности существенные изменения. До середины 90-х гг. он был правоверным марксистом, а с того времени начался перелом, нашедший себе отражение в его многочисленных статьях, печатавшихся в «Die Neue Zeit» (некоторые были перепечатаны в переведенном на русский язык сборнике Zur Geschichte und Theorie des Sozialismus, 1900). Особенно резко сказался этот перелом в письме, обращенном к штутгартскому партейтагу 1898 г., в книге «Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie» (первое изд. в 1899 году, последнее в 1904 году; есть русские переводы) и в брошюре «Wie ist wissenschaftlicher Sozialismus möglich?» (1901; есть русский перевод). Предложение Плеханова об исключении Б. из партии не встретило сочувствия. Перемена воззрений Б. сказалась в его отношении как к теории марксизма, так и к программе и тактике социал-демократии. Теория исторического материализма и учение ο борьбе классов, как основном факторе исторического развития, признаются Б. несовершенными. Борьба классов, разумеется, существует, но рядом с ней есть и сотрудничество классов. «Материализм» марксистов Б. считает нужным заменить «идеализмом»; в последней главе «Voraussetzungen» он говорит, что «социал-демократии необходим Кант». Впрочем, в философских воззрениях Б. много противоречий. - Социологические и политические воззрения Б. приняли, напротив, вполне отчетливые формы. Процесс исторического развития ведет - полагает он - не к обострению классовых антагонизмов, а к постепенному заполнению пропасти, отделяющей класс капиталистов от рабочего класса; Б. отвергает представление ο социальной революции, выражая уверенность, что общественный прогресс неизбежно связан с медленной, но постепенной социализацией производства и всего общественного строя; подтверждение этого он видит в современной общественной и политической жизни культурного мира. Рост заработной платы и улучшение положения рабочего класса, наряду с демократизацией избирательного права и развитием фабричного законодательства, свидетельствуют ο наличности социального прогресса, ведущего к организации общества на началах социализма. Социализм есть идеал рабочего класса, почему у марксистов нет оснований считать свою теоретическую конструкцию научным социализмом, ибо наука, пользуясь исключительно причинным методом, свободна от всякой тенденциозности, между тем как социализм, относящийся к области должного, не может быть выведен причинным путем из категории сущего. В соответствии с переменой в теоретических взглядах, Б. изменил свое отношение и к партийной программе. Он не согласен, что рабочий не имеет отечества («уничтожение национальности есть мечта, и некрасивая мечта»), что экономическое развитие неизбежно ведет к концентрации производства и исчезновению мелких производителей, что эксплуатация рабочего класса растет в своей интенсивности и т. д. Вот почему необходимо оставить старые пути: «пора социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и открыто выступить в качестве той партии, каковой в сущности она является и теперь, - в качестве демократически-социалистической партии реформ». - Как теоретические взгляды, так и практические предложения Б. вызвали резкий отпор со стороны правоверных социалистов, в особенности Каутского, Плеханова и Бебеля. Из полемических статей первого составилась особая книга «Bernstein und das sozialdemokratische Programm» (есть три русских перевода). Вокруг высказанных Б. идей завязалась в конце прошлого и начале настоящего столетия горячая полемика, приведшая к разделению партии на два крыла - правоверное и ревизионистское. На движение еврейских рабочих взгляды Б. сколько-нибудь заметного влияния не имели. Было бы неправильно, однако, без оговорок называть Б. умеренным социал-демократом, а бернштейнианство умеренной фракцией социал-демократизма. Призывая свою партию к союзным действиям с буржуазией, отрицательно относясь к противопоставлению социалистов демократам и требуя мирных реформ, Б. по чисто практическим вопросам иногда отстаивает самые радикальные решения: так, он явился на Бременском партейтаге 1904 г. стрронником всеобщей стачки, агитации среди армии и т. д. По еврейскому вопросу Б. высказался в литературе один раз. В изданном «Обществом еврейской статистики» под редакцией Альфреда Носсига сборнике «Jüdische Statistik» (1903) перу Б. принадлежит небольшая статья под заглавием «Einige Bemerkungen über die eingewanderte jüdische Bevölkerung Englands». Статья эта, не отличаясь всесторонней разработкой вопроса, содержит несколько не лишенных интереса наблюдений. Выводы Б., касающиеся перспектив иммиграции евреев в Англию, вполне оптимистичны. «Англия, - говорит он, - не только может служить прекрасным местом для иммиграции, но для нее это даже необходимо. Рост ее собственного населения все больше и больше теряет в своей интенсивности, и при этом Англия обладает множеством колоний, постоянно и неуклонно нуждающихся в свежем притоке населения. Для того, чтобы удержать за собой свое международное положение, Англии нужно большее количество населения, нежели то, каким она теперь обладает; поток иммиграции в Англию должен быть только введен в правильное русло». Кроме того, Б. написаны две исторические работы - об английской революции (в русском переводе озаглавлено «Общественное движение в Англии XVII века и квакеры») и «История рабочего движенияв Берлине», 2 тома (по-русски I том, СПб., 1907). Б. связал свое имя с важным историческим моментом в развитии социализма - и как теории, и как движения. В сущности, однако, ни в качестве теоретика, ни в качестве политического деятеля Б. не представляет первоклассной величины. Заслугу его составляет та смелость, с которой он, не опасаясь никаких трений и игнорируя предостерегающие советы партийных друзей, решился «без обиняков» высказать то, что и без того было ясно и что носилось в воздухе. В русской литературе последователем Б. можно считать С. Н. Прокоповича и ту группу публицистов, которая объединилась вокруг выходившего в 1905-1906 гг. журнала «Без заглавия». - Литература ο Б. и ревизионизме чрезвычайно велика; отметим наиболее выдающиеся произведения: П. Б. Струве, в Archiv für Gesetzgebung und Statistik, XIV; его же, Die Marxsche Theorie der sozialen Entwicklung, ibid.; Simkhowitsch, Die Krisis der Sozialdemokratie; Heine, Die Bernstein-frage und die politische Praxis der Sozialdemokratie, в Sozialistische Monatshefte, 1899, октябрь; Diehl, Ueber Socialismus, Kommunismus und Anarchismus, 1906; C. H. Прокопович, «Рабочее движение в Германии», 2 издание, 1908; Фридман, Кант и Маркс, «Очерки этического социализма», 1909.


Эдуард Бернштейн родился в Берлине, в семье железнодорожника. Оставив учебу в гимназии, он поступил в коммерческую школу и по окончании стал работать банковским служащим. В 1872 г. примыкает к социал-демократии. В 1875 г. Бернштейн становится восторженным почитателем социалистической доктрины Дюринга. В 1878 г. он эмигрирует в Швейцарию, где попадает под влияние известного социалиста Хёхберга, который пропагандировал социализм чувств, признававший основой социализма психологические факторы, идею справедливого распределения человеческого счастья. В 1880 г. Бернштейн становится редактором газеты Социал-демократ. К этому же году относится его первая встреча с Энгельсом, общение с которым на протяжении 15 лет приводит к радикализации взглядов Бернштейна и его увлечению марксизмом. В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию, где становится видным политическим деятелем. К этому времени завершается формирование теоретических воззрений Бернштейна. Избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн все силы отдает защите интересов Веймарской республики. Он активно выступает против коммунизма в немецком рабочем движении. Бернштейн предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России, к которому относился крайне отрицательно.

Эдуард Бернштейн вошёл в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с Лениным.

Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения социализма как теории и как политической доктрины. В статьях Проблемы социализма (1896-1898) и книге Проблемы социализма и задачи социал-демократии(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: Движение - все, конечная цель - ничто. С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.

По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.

Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических институтов. Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки (Э. Бернштейн. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). История не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию (там же, с. 25).

В работе Возможен ли научный социализм? (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью познание); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство). Теорией является социология - наука, которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению.. Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы

Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейном отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.

Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое отношение к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштейн считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая деятельность и социализм как борьба угнетенных масс за свое освобождение (там же, с 181- 182).

Ревизионизм в той форме, какую ему придал Бернштейн, явился следствием неизбежной дилеммы, перед которой оказалась массовая политическая партия, исходившая первоначально в своих теоретических установках из радикального отрицания существующего общественного строя, но вскоре, в силу объективной экономической и политической ситуации, переориентировавшаяся на реформизм. Разрыв между теоретической установкой на революцию и практикой реформ социал-демократического движения на рубеже 19-20 вв и зафиксировал Бернштейн.

Интеллектуальная честность - главная черта мышления Бернштейна. Он первый из учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса, поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации.

Bernstein, Eduard) (1850-1932) - Германский социал-демократ, литературный наследник Энгельса, ведущий теоретик эволюционного социализма. Берншейн жил в Лондоне в 1888-1901 гг. и был связан с английским фабианским движением. В конце 1890-х годов Б. разработал теорию постепенного, эволюционного движения к социализму. В 1899 г. опубликовал "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии", которая подверглась резкой критике со стороны левых и центра германской С.-Д. партии. Пацифист во время войны, Б. был в руководстве центристской USPD. После войны вернулся к SPD и в 1919 году стал членом контрреволюционного социал-демократического правительства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932)

теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-90 редактировал центральный печатный орган социал-демократической партии газету "Социал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Независимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала. Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения: "Проблемы социализма" (серия статей, 1896-1898), "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социализма. Сборник статей" (1890-1899), "В защиту свободы науки. Сборник статей" (1898-1899), "Возможен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др. В конце 19 в. Б. поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации. Б. призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, - эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой. По мнению Б., процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "демократизации капитала", т.к. распространение акций является средством для совладения собственностью для широких слоев населения. Б. пытался доказать, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой совпадают с интересами большинства общества. В вопросе собственности Б. придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепенное обобществление, под которым Б. понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", основанных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мелкие и средние предприятия, но исходной формой социалистических общественных отношений считал кооперацию, кооперативную собственность, а не огосударствление средств производства и т.н. общественное присвоение, которое "имело бы последствием безграничную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособляемости капитализма, результатом которых является изменение содержания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних предприятий, повышение и выравнивание жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возможность создания на производстве самоуправленческих структур и т.д. В развитии демократии Б. видел не только средство, но и цель, сущность социализма. Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи социал-демократии: постепенная социализация частной собственности, демократизация общественных институтов, т.к. партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие свидетельствует о стабилизации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политической революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необходимом и достаточном средстве переустройства экономики на социалистических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем. Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революционными марксистами, лозунг "конечная цель - ничто, движение - все", в содержание которого сам Б. вкладывал следующее: чтобы придти к "конечной цели" - к социализму - необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс должен созреть до своей эмансипации), которые создаются лишь в процессе "движения". Поэтому марксистское понимание социализма, в котором политическое и экономическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, лишенной конкретно-исторического содержания схемой. Эти мысли были продолжены Б. в работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение социализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, т.к. социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественнонаучного знания обосновать, что общественный строй, за установление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и доказательству, ибо основа всякой действительной науки - опыт, которого социалистическая доктрина не имеет: "...Поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы достаточно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представлений о социализме". Взгляды Б. на теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикальным крылом этого движения - революционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.). в среде которых ревизия Б. отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и социализма вообще. У Б. было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции - мильеранисты, в России - "легальные марксисты" (Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал-демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в социалистической теории. Его идеи легли в основу концепции демократического социализма - наиболее распространенной теории социалистического реформаторства.

Эдуард Бернштейн родился в Берлине, в семье железнодорожника. Оставив учебу в гимназии, он поступил в коммерческую школу и по окончании стал работать банковским служащим. В 1872 г. примыкает к социал-демократии. В 1875 г. Бернштейн становится восторженным почитателем социалистической доктрины Дюринга. В 1878 г. он эмигрирует в Швейцарию, где попадает под влияние известного социалиста Хёхберга, который пропагандировал социализм чувств, признававший основой социализма психологические факторы, идею справедливого распределения человеческого счастья. В 1880 г. Бернштейн становится редактором газеты Социал-демократ. К этому же году относится его первая встреча с Энгельсом, общение с которым на протяжении 15 лет приводит к радикализации взглядов Бернштейна и его увлечению марксизмом. В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию, где становится видным политическим деятелем. К этому времени завершается формирование теоретических воззрений Бернштейна. Избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн все силы отдает защите интересов Веймарской республики. Он активно выступает против коммунизма в немецком рабочем движении. Бернштейн предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России, к которому относился крайне отрицательно.

Эдуард Бернштейн вошёл в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с Лениным.

Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения социализма как теории и как политической доктрины. В статьях Проблемы социализма (1896-1898) и книге Проблемы социализма и задачи социал-демократии(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: Движение - все, конечная цель - ничто. С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.

По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.

Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических институтов. Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки (Э. Бернштейн. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). История не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию (там же, с. 25).

В работе Возможен ли научный социализм? (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью познание); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство). Теорией является социология - наука, которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению.. Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы

Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейном отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.

Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое отношение к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштей н считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая деятельность и социализм как борьба угнетенных масс за свое освобождение (там же, с 181- 182).

Ревизионизм в той форме, какую ему придал Бернштейн, явился следствием неизбежной дилеммы, перед которой оказалась массовая политическая партия, исходившая первоначально в своих теоретических установках из радикального отрицания существующего общественного строя, но вскоре, в силу объективной экономической и политической ситуации, переориентировавшаяся на реформизм. Разрыв между теоретической установкой на революцию и практикой реформ социал-демократического движения на рубеже 19-20 вв и зафиксировал Бернштейн.

Интеллектуальная честность - главная черта мышления Бернштейна. Он первый из учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса, поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации.



Похожие статьи