Его покровителем был бог хапи. Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут

07.01.2024

Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании . Например, игры в древнем Египте — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр .

Обратимся к священному Нилу – Хапи :

Происхождение имени Хапи неизвестно , возможно ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи , там, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер» (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи , менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте , его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами связанными с богом Хапи . Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая »). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте . Ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит . Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём, культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр », с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

Вскармливающий стада

Могущественный образ всего

Никто не может жить без него

Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях

Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,

Спустившись с небес ».

Рис. 2. На рисунке слева показан фараон, сидящий на троне. В основании трона находится прямоугольник с символическим изображением, обозначающим понятие – союз, объединение . В центре изображения в виде буквы Т иероглиф — Sma объединять . Справа этот фрагмент показан в увеличенном масштабе. «В период XIX династии , Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающего Верхний и Нижний Египет . Это изображение так же является отдельным иероглифом , означающим «союз ». Этот символ часто вырезали в основании трона на котором сидел фараон . ».

КОММЕНТАРИЙ:

Тот, кто говорит: «Такого не может быть, такое не может случиться»,- да взглянет он в Сокровенное. Каждый день Бог заботиться о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения . (из «Поучений Анхшешонка » I тыс. до н.э. ) .

Приступим к нашим исследованиям. Обратимся к оригинальным древним египетским артефактам с изображением Хапи . Один из известных артефактов – это Рельеф с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта из Храма Амона в Луксоре. XIX династия, XIII в. до н.э.

Рис. 3. Рельеф с изображением Хапи (небесного Нила) – объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Храм Амона в Луксоре . XIX династия, XIII в. до н. э. Каирский музей.

Совместим это изображение на Рельефе с матрицей Мироздания.

Рис. 4. На рисунке показан результат совмещения Рельефа – с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта с матрицей Мироздания. Изображение совмещалось с матрицей в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. А – область расположения двух священных Тетрактисов . В верхнем и нижнем треугольнике – Тетрактисе располагается по 10 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. В – горизонтальной скобкой показано местоположение вертикальных иероглифических записей на Рельефе. Вершина пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания совместилась с «узлом » на Рельефе, который затягивают между собой два «образа » Хапи . «Узел » и вершина пирамиды Нижнего мира матрицы обведены жирным кружком. Ниже на рисунке это место Рельефа («узел ») будет показано в увеличенном масштабе. Хорошо видно точное совмещение всех основных деталей изображения на рельефе с матрицей Мироздания. Из этого следует очевидный вывод, что изображение на рельефе делалось на основе «базиса — шаблона », в качестве которого выступала матрицы Мироздания. Изображение Рельефа мы видим, а «базис — шаблон », который относился к сакральным знаниям жрецов, становится нам «виден » только после совмещения Рельефа с матрицей Мироздания.

Рис. 5. На рисунке в увеличенном масштабе показан «узел », который затягивают между собой два «образа » Хапи .

Рис. 6. Известны древние египетские рисунки, на которых в качестве «Объединителей » Верхнего и Нижнего Египта изображался не Хапи (небесный Нил ), а Гор и Сет . Сюжет рисунков был аналогичен. На рисунке Гор слева, а Сет справа.

Совместим с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическую запись «Имени » Хапи (небесный Нил ).

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическая запись «Имени » Хапи (небесный Нил ). Вверху рисунка записана фраза «О, творец света, приходящий из темноты … » из гимна, который приводился выше. Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила : «О, творец света, приходящий из темноты , Вскармливающий стада, Могущественный образ всего , Никто не может жить без него , Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях, Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес ». Из этого текста становится ясно, что для жрецов древнего Египта бог Хапи был «творец света, приходящий из темноты ». Следовательно, река Нил , которая давала жизнь живым существам на земле Египта, был «сделан » жрецами земным аналогом «небесного Нила — Хапи ». Фактически люди одновременно покланялись изначальному божественному Хапи и его земному аналогу – реке Нил . Поэтому мы можем рассматривать иероглифическую запись «Имени » Хапи в матрице Мироздания как «Поток света небесного Нила — Хапи ». Этот «свет » «нисходит » из Верхнего мира в Нижний мир матрицы Мироздания или из «Невидимого мира », который египетские жрецы называли в гимне темнотой . Слева показан иероглиф Sma Sema (Сма или Сема ), который переводится – союз, объединение , и фактически является окончанием «Имени » Хапи . Тогда вся запись Hapi Sma — переводится – Хапи объединитель . Объединитель двух миров – Верхнего и Нижнего мира матрицы Мироздания!! Говорить, что Хапи объединитель Верхнего и Нижнего Египта исходя из положения «Рельефа » на нашем рисунке не совсем корректно, так как из нашей работы — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта в разделе «Египтология » нам известно, что в представлениях жрецов «Верхний Египет » располагался выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания , а «Нижний Египет» простирался ниже от этого уровня . И еще одно существенное примечание. Если мы обратимся к нашей работе — Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания в разделе «Авторские статьи », то увидим, что именно с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже располагались следующие миры: В древнем Египте – «Нижний Египет », в Германо-скандинавской мифологии царство Одина (Асгард, Валгалла ), в Ведах древней Индии – царство Господа Брахмы , в греческой мифологии – царство верховного Олимпийского бога Зевса ! Удивительное ли это совпадение?! Скорее мы видим пример преемственности сакральных знаний мудрецов древности из разных стран и народов .

«Небесные реки»

«Небесные реки» , аналогичные Хапи — Нилу «текут » на «землю » в религиозных традициях разных народов.

В славянской жреческой книге – «Велесова Книга » — «РА РЕКА» течет с 24-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания . Об этом мы рассказывали в статье на сайте — Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава , в разделе «Древние славяне », рисунок 10.

Пространство Верхнего мира матрицы Мироздания с 24-го и ниже в Индуизме является пространством Сада Шива (Всегда благой Господь Шива) Мантра Ом Намах Шивайя для обращения к Господу Шиве в матрице Мироздания , раздел «Молитвы и мантры », рисунок 11.

Господь Шива , который «выше на четыре уровня » в матрице Мироздания Господа Брахмы , знаменит тем, что принял на свою «голову » сокрушительный поток небесной реки Ганги :

Рис. 8. Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива , Бхагиратха , Парвати (супруга Шивы ) и бык Нанди (ездовое животное – вахана Господа Шивы )».

Таким образом, нам становится ясным, что поскольку – «В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю …», то в начале времен Ганга «протекала » выше 24-го уровня Верхнего мира матрицы мироздания .

Древние египетские вазы из алебастра для благовоний

Рис. 9. Парфюмерная ваза из алебастра . Гробница Тутанхамона. Каирский музей.

Рис. 10. Парфюмерная ваза из алебастра. Египет.

Рис. 11. На рисунке показано фронтальное изображение алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона . Каирский музей.

Совместим изображения египетских алебастровых ваза с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания будет «узел образа » Хапи .

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения фронтального изображения алебастровой вазы для ароматических веществ из гробницы фараона Тутанхамона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Справа и слева от вазы на столе стоят фигуры двух «образов » Хапи шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Рис. 13. На рисунке показан результат совмещения изображения алебастровой вазы для ароматических веществ (рисунок 10) с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Видно, что изображение вазы хорошо совместилось с матрицей Мироздания, которая очевидно, была «шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. К сожалению, мы не смогли найти фронтальное изображение этой вазы. По этой причине читателю придется «мысленно » совершить поворот изображения во фронтальное положение. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

В начале статьи мы говорили, что мудрецы древности для сохранения своих сакральных знаний о божественном Мироздании все обустраивали на территории древнего Египта так, чтобы можно было с помощью земных «вех » найти по аналогии тайные знания о «небесах ». Например, в сакральном «Невидимом мире » матрицы Мироздания было два Египта Верхний и Нижний Египет . Точно также на земле «появились » два Египта – Верхний и Нижний и Номы Верхнего и Нижнего Египта . В настоящей работе мы нашли подтверждение нашей рабочей гипотезе. В небесах – божественный Хапи, а на земле «появился » или был выбран аналог — река Нил . Причем в реке Нил течет вода, а Хапи в «Невидимом мире» «течет » с небес как оживотворяющий и поддерживающий все божественный свет . Существенно то, что «Невидимый мир » первичен и выступает в роли главного по отношению к «Видимому миру ». «Процессы » идущие в «Невидимом мире » приводят к изменению «процессов » в «Видимом мире ».

Подтверждением этого служит рисунок 4, на котором видно как два «образа » Хапи затягивают между собой «узел » на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания . Этот «узел » также затягивается на средней части иероглифа Сма (Sma) , который, в свою очередь, вписан или «связывает » 1-ый, 3-ий и 5-ый уровни «вершины » пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания , а стопы двух выставленных ног «образов » Хапи опираются на нижнюю часть иероглифа Сма (Sma) . Поэтому фактически получается, что два «образа » Хапи «связывают », «подвешивают » или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах ,

Один комментарий: “Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания”

    Вот читаю сейчас строки «Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании» и невольно думаю: насколько измельчала наша человеческая цивилизация. Осколки былых знаний раскиданы повсюду. Отдельные айсберги, правда, сохранились. Тем не менее, практически все, что «творится» в нашей общечеловеческой культуре, все, что в ней продуцируется, это пустышки. Как так произошло?! Где тот момент, когда люди отвернулись от истинных знаний?!
    Как замечательно вы объяснили сюжет с Шивой, который 100 небесных лет держал на голове Алакнанду (Гангу)!!!
    «Два «образа» Хапи «связывают», «подвешивают» или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания» – так «кто» же такой Хапи? Если матрица Мироздания – это «определенная конфигурация божественных энергий», тогда получается, что иероглифическая запись «Имени» Хапи Сма (Hapi Sma) фактически описывает характер взаимодействия «энергий — света» в области перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания?!

Бог Хапи. Египетская мифология

Хапи - Бог Нила, супруг богини Нехбет, покровительницы Верховья. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями (рис. 47). Он одет в набедренную повязку рыбака, а на голове носит водяные растения, чаще всего папирус. Статуэтки Хапи окрашены или в голубой цвет - цвет небес и символ божества, или в зелёный - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Рис. 47. Хапи. В руках у бога сосуд,
из которого изливается вода.

Бронзовая статуэтка; VII в. до н. э.; ГМИИ.

Хапи - добрый и щедрый бог, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была сочная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести (рис. 48).

Рис. 48. Пение благодарственного гимна Хапи
в день начала разлива.

Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае, когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов (рис. 49). Хапи отождествляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.

Рис. 49. Хапи в короне из лилий и лотосов,
с водяными растениями и сосудами,
символизирующими северный и южный Нил.

Река Нил тоже называется Хапи - по имени бога. Египтяне называют её и просто «Рекой» или «Великой Рекой». Великая Река берёт начало в Загробном Царстве - Дуaте; её исток охраняет змей (рис. 50). Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ (арабск.; египетск. Хену) у первых порогов Реки.

Хапи – бог полного Нила, покровитель урожайного года в древней египетской мифологии. Божество олицетворяло периодичный и ежегодный разлив священной реки Нил, как проявления высшей благодати богов.

Благодать имела очень практическое применение, воды Нила богаты илом, поднятие уровня воды в период полной реки выбрасывал ил со дна как окрестные территории, что позволяло египтянам получать высокие урожаи пшеницы, так как ил хорошее органическое удобрение.

Именно по этому Хапи – «Единственно текущий» – как олицетворение главной жизненно важной египетской реки – великого Нила.

Образ Хапи – это полноватый мужчина с большим животом и синей кожей. Хапи имел свисающую, женскую грудь и ходил в набедренной повязке. Большой живот и грудь – это показатель плодородия.

Сегодня существует миф, что минеральная вода недоступна для обычного человека, ведь большинство людей живет за пределами крупных городов, но это только миф ведь сегодня существует множество интернет – магазинов, которые занимаются доставкой минеральной воды в любой украинский город. Теперь доставка воды в ваш город не проблема, вам просто нужно найти сайт http://ids-service.com.ua и вам доставят минеральную воду в любую точку Украины.

Разлив Нила египтяне связывали с сошествием Хапи на землю. В честь Хапи устраивали празднества и обряды, пытаясь задобрить божество, чтобы Нил разлился как можно дальше, обогатив неплодородную пустыню илом.

Так же Хапи считала покровительством отцовства и воспитателем богов.

Исследователи египтологи не нашли истинного происхождения имени . Строятся догатки что возможно это одно из названий Нила. Но в свою очередь, Хапи не был просто божеством Нила. Он был одним из проявлений Нила – в период его разлива. Поэтому прямую связь между названием реки и Именем бога установить сложно.

На небесном пантеоне Хапи дружил с Гебом (божеством плодородной земли) и с повелителем Непер (богом зурна и урожая злаков).

При изображении пантеона парами у божества Хапи иногда появлялась супруга по имени Мерет, в переводе с египетского «Любимая». Не смотря на это в одно из мифов Хапи говорит о том, что он станет мужем покровительницы земли. То есть богине Нехбет в Верхнем Египте и Уаджит в Нижнем Египте.

Считается что бог Хапи жил у истока Нила в маленькой пещере, недалеко от Асуана. Не все территории Египта почитали Хапи как божество. Особо почитаем, он был на территории Элефантины. Именно Элефантины являлись хранителями уровня воды священной реки. Использую специальный «прибор нилометр» они замеряли уровни воды и делали прогнозы о благосклонности Хапи. Для того чтобы заслужить благодать жрецы бога Хапи производили странные, специфичные обряды, для того чтобы обеспечит Египет стабильным урожаем.

Божество Хапи имело очень практичную миссию на земле и существовало во благо людей.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Таблица богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Нил, греч. - бог реки Нил, древнееги­петский Хопей (или Хапи).

Этого бога, воплощавшего реку Нил, греки и римляне считали первоисточником и хранителем всей жизни в Египте. Однако древнеегипетский Хопей (Хапи), если быть точным, являлся богом плодородной силы Нила, а не самой реки. В этом понимании египтяне чтили его как ’’первого из богов, сотворившего все, что разливается, чтобы дать людям жизнь”.



Греческие и римские художники изобра­жали бога Нила. как великана в человеческом облике, обычно со сфинксом, рогом изоби­лия и шестнадцатью детьми (которые буд­то бы символизируют число локтей, на ко­торое поднимается уровень воды в Ниле во время его наводнений, приносящих окрестным землям плодородие). Таким он вы­глядит на копии эллинистической статуи 2 в. до н. э., найденной в 18 в. во время раскопок в Риме и хранящейся в Ватиканских музеях (несколько таких римских копий, но меньше­го размера, находятся в других собраниях, в том числе в Национальном музее в Праге). Из произведений европейских скульпторов наиболее известен ”Нил”. на ’’Фонтане четы­рех рек” Бернини (1648-1651), стоящем по­среди Навонской площади в Риме.

Древние египтяне представляли себе Хо- пея иначе - в виде хорошо упитанного мужчины с почти женской грудью и чашей, полной плодов. При этом его, как правило, изображали в виде пары, связанной ’’узлом единства”, т. е. как представителя Верхнего Нила и Нижнего Египта.



Похожие статьи