Фонвизин, Недоросль. С какой целью в имении Простаковой находится Правдин? Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина «Недоросль Характеристика правдина в произведении недоросль

28.12.2023

Явление III

Подбежавший Правдин объявляет, что представит семейство Простаковых «перед суд, как нарушителей гражданского спокойства».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Простаковы и Митрофан бросаются на колени перед Правдиным и Стародумом, вымаливая прощение. Софья, сжалившись, говорит: «Я мое оскорбление забываю». Стародум тоже просит не доводить дело до суда.

Услышав это, Простаковы вскакивают с колен. Госпожа Простакова в ярости кричит, что сейчас задаст жару своим слугам – «мошенникам и ворам», выпустившим из рук Софью. Правдин вступается за слуг, но Простакова и Скотинин кричат: «Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? На что ж дан нам указ-от о вольности дворянства ?»

Правдин тогда вынимает из кармана бумагу и оглашает предписание наместника: Простаковы лишаются имений, передаваемых под опеку правительства. Госпожа Простакова кричит: «Все теряю! Совсем погибаю!»

Скотинин спешит уехать в собственное поместье. Правдин напутствует его словами: «Ступай к своим свиньям и оповести друзей, чтобы они не тиранствовали над подвластными людьми».

Явление V

Простакова упрашивает Правдина дать ей отсрочку хотя бы на три дня. Правдин отвечает, что не даст даже трёх часов. Простакова спрашивает: кто же заплатит недоданное учителям Митрофана? Правдин говорит: я заплачу им сам – и приказывает привести учителей.

Явление VI

Приходят Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который прежде служил у него кучером. Он с удивлением спрашивает, как же Вральман взялся учительствовать? Тот объясняет: три месяца не мог найти в Москве места кучера, «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».

Кутейкин уверяет, что Простаковы должны ему много денег. Цыфиркин наоборот от всякой платы отказывается: «Митрофан всё равно от меня ничему не выучился». Стародум, Вральман и Милон хвалят Цыфиркина за бескорыстие и вынимают ему деньги в дар из собственных кошельков. Кутейкина они, напротив, корят за жадность и предлагают, чтобы он завтра сам шёл за уплатой долга к госпоже Простаковой. Услышав её имя, Кутейкин в ужасе отказывается от всякого расчёта.

Вральман просит, чтобы Стародум опять взял его к себе кучером. Стародум спрашивает немца, а не разучился ли он за время учительства обращаться с лошадьми? Вральман отвечает: нет, живучи со здешними господами, казалось мне, «што я фсе с лошатками».

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Характеристика Скотинина в комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета (единство времени и места), так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным классицистическим персонажем, является Скотинин. Недоросль Митрофан и госпожа Простакова по сюжету пьесы выступают его родственниками и такими же отрицательными героями, однако, в отличие от образа мужчины, их образы более усложнены психологизмом. Скотинин же – шаблонный сборный персонаж, представляющий собой целый социальный слой глупых, необразованных, грубых и жестоких помещиков-землевладельцев.

Особое место при анализе образа Скотинина занимает характеристика его фамилии – в «Недоросле» как классицистическом произведении имена являются «говорящими» и позволяют сразу определиться с основными личными качествами каждого героя. Фамилия «Скотинин» указывает не только на любовь мужчины к свиньям (вспомним, что свиньи были единственными живыми существами, с которыми ему было приятно проводить время, а за наследство Софьи он хотел выкупить всех свиней в мире), но и на «скотские», животные качества героя – невежество, грубость, неуважение к другим, отсутствие морали и чести. В образе Скотинина Фонвизин показал, как может деградировать личность. Осмеивая глупость героя, автор обличил реальные ужасы российского общества той эпохи – падение нравов, граничащее с уподобление человека домашним животным, «скоту». И, как подчеркивает Фонвизин, это «злонравие» передается через дурное воспитание от родителей к детям.

Образ Скотинина в системе персонажей «Недоросля»

Скотинин является однозначно отрицательным героем, вызывающим у читателя только негативные эмоции. В системе персонажей он противопоставляется Милону – жениху Софьи. По сюжету пьесы Скотинин также претендовал на руку девушки. Однако, в отличие от офицера, который любил и уважал Софью с самого детства, видел в ней самостоятельную личность и свою будущую жену, для Скотинина важно было только ее наследство. Мужчина не спрашивал девушку, хочет ли она за него замуж, его вообще не интересовали ее пожелания, характер и ценности – Скотинин даже не собирался выделить после женитьбы Софье нормальную комнату. При этом он руководствуется устаревшими нормами «Домостроя», которые перенял от своих помещиков-родителей.

Кроме того, как землевладелец Скотинин противопоставляется Правдину. Дядя Митрофана считает, что крестьянами можно распоряжаться по своему усмотрению – забирать у них последнюю копейку, бить не зависимо от того, виноваты ли они в чем-то, создавать ужасные условия для жизни. Правдин же руководствуется противоположными, гуманными установками, ориентированными на справедливое отношение к каждому человеку, ценность личности и здравого смысла.

Таким образом, подробная характеристика Скотинина в «Недоросле» показывает, что выводя в системы персонажей героя такого плана, Фонвизин хотел показать ужас деградации современных ему помещиков, подчеркивал на необходимости перемен в воспитании и образовании всего российского общества.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»

План

Стародум и Простакова.

Стародум и Правдин.

Стародум как резонер комедии «Недоросль».

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи - в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.

Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.

Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.

Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»».

Характеристика Софьи в комедии «Недоросль»

План

Софья и Митрофан.

Софья и Простакова.

Произведение Фонвизина «Недоросль» написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. «Недоросль» Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Софья и Митрофан

В «Недоросле» центральными персонажами выступают Софья и Митрофан. Кроме того, что они оба являются самыми юными образами пьесы, герои еще и предстают в пьесе антиподами. Софья – сирота, которой приходится самой о себе заботится, тогда как Митрофан – избалованный маменькин сынок. Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность с собственным мнением, тогда как юноша – безвольный, глупый, во всем слушающийся Простакову и инфантильный персонаж.

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи. Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Софья и Простакова

Образ Софьи в «Недоросле» также противопоставляется второму главному женскому образу пьесы – Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных взгляда на роль женщины в семье и обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, может его обругать или даже ударить – сама свадьба для нее была скорее возможностью получить в свое владение большое хозяйство. Для Софьи же замужество является важным продуманным шагом, союзом двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью состоявшихся и близких по духу личностей. Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, пока юноша служит родине, честна и открыта перед ним. В замужестве для Софьи важны не материальные блага, а теплые отношения, благополучие и понимание.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего «Домостроя», по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые, просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В произведении она выступает носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Перед читателем предстает не крестьянка или куховарка, а образованная, имеющая собственные взгляды и мнение девушка. Сравнительная характеристика Софьи в «Недоросле» дает понять, что в ее образе Фонвизин изобразил собственный идеал обновленной, просвещенной, гармоничной личности просвещения.

Как несколько веков назад, так и в наше время Софья остается образцом лучших человеческих качеств. Этот образ учит современных читателей прислушиваться к собственному сердцу, быть честными и добрыми к другим, раскрывая самые светлые стороны своей личности.

Характеристика Правдина в комедии «Недоросль»

В комедии «Недоросль» Правдин является положительным героем, честным чиновником с гуманными взглядами на управление имением. По сюжету произведения мужчина по службе попадает в деревню Простаковой, чтобы обличить и пресечь происходящие там бесчинства, наказать жестоких помещиков и взять имение под собственную опеку. Чиновник успешно разрешает острую ситуацию, наказывая виноватых и помогая нуждающимся.

В «Недоросле» как классицистической пьесе имена героев во многом определяют их личные качества и роль в произведении. Не стал исключением и Правдин. В «Недоросле» характеристика личности персонажа полностью соответствует значению его фамилии – «Правдин» от «правда», то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу.

Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.

Характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»

В пьесе Фонвизина «Недоросль» Цыфиркин является одним из учителей Митрофана. Даже по фамилии персонажа становится ясно, что мужчина обучал юношу арифметике. Однако уменьшительно-ласкательная форма иронично указывает, что он не был настоящим учителем. Подтверждение этому мы находим и в самой пьесе: Цыфиркин – отставной солдат, отслуживший двадцать лет в армии, он немного знает математику и разбирается в расчетах. На жизнь мужчина зарабатывает тем, что помогает приказным служителям проверять счета, а в свободное время учит детей. Одним из его учеников становится и сын Простаковых – Митрофан, которого он за гроши обучает арифметике. В Финале пьесы Цыфиркин отказывается брать деньги за обучение, досадуя, что за два года ему так и не удалось ничему научить ленивого и глупого юношу.

Характеристику Цыфиркину в пьесе дает Стародум, называя его добрым человеком. Отставной солдат вызывает симпатию как у героев пьесы, так и у читателей и зрителей – он честный, простой и трудолюбивый. Однако вводя Цыфиркина в систему образов комедии, Фонвизин, хотел не сколько показать образ доброго, располагающего учителя, сколько подчеркнуть кризис в российской системе образования той эпохи - когда учить молодых дворян нанимали не профессиональных учителей, а отставных малообразованных солдат, которые не могли воспитать сильную свободную личность.

Характеристика Вральмана в комедии «Недоросль»

Вральман в «Недоросле» является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца.

На обман указывает и «говорящая» фамилия героя – «Вральман». В «Недоросле» характеристика Вральмана и практически всех других персонажей раскрывается через их имена – так, «Вральман» происходить от слова «врать» и концовки «манн», присущей немецким фамилиям. Кроме того, что фамилия указывает на лживого человека, вруна, так и еще и раскрывает личность персонажа – «ложного немца». Даже казалось бы имеющийся у героя немецкий акцент в конце пьесы объясняется прирожденным дефектом речи мужчины. В финале произведения обман раскрывается – Стародум узнает во Вральмане бывшего кучера и снова зовет к себе на службу.

В комедии персонаж выступает единственным учителем, который не пытается учить Митрофана, при этом получает достойное жалованье и общается с Простаковой на равных. Вводя в сюжет Вральмана, Фонвизин иронизирует над глупостью невежественных помещиков, которые не могут отличить кучера от иностранного учителя. Этим автор затрагивает острые вопросы обучения в России 18 века, подчеркивает необходимость реформации и обновления системы образования во всей стране.

  • Task 5. Translate the given sentences into English. 1. Целью национального проекта правительства Российской Федерации является модернизация четырёх секторов
  • а) Ложная основа матуридитов - прямой смысл контекстов об Атрибутах является уподоблением Аллаха творениям
  • А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • В комедии Фонвизина "Недоросль" не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам. Он ценит права человека и убежден, что ничто не может оправдать тиранство над крестьянами. Он со рвением выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

    Нет никакого сомнения в том, что фамилия этого персонажа говорящая. Она означает, что герой стоит за правду, несет справедливость. В нем преобладают такие качества, как гуманность, преданность своим принципам и желание служить во благо своей страны. А также терпение и самоотдача, которые приводят к счастливому финалу.

    С первых страниц нашего знакомства с этим персонажем, мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо воспитан и сам всегда следует своим представлениям о нравственности. Также из его разговоров с Милоном становится ясно, что он не только честный чиновник, но еще и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и с готовностью помогает им, когда возникает такая необходимость.

    Примечательно и его почтительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком многое на своем веку повидавшим, без труда узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким его видит и Софья. С самого их знакомства, она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

    В конце пьесы Правдин рассказывает о цели своего пребывания в доме Простаковых и объявляет о том, что теперь управление домом переходит в его руки. Несмотря на свою власть и положение, Правдин ни разу не злоупотребляет своими полномочиями и всегда следует букве закона и собственным убеждениям. Справедливость торжествует, а самодурство злобной Простаковой и малодушие ее супруга строго караются.

    Правдин олицетворяет собой силу государства, ее способность защитить слабых и наказать виновных. Фонвизин верит, что именно на таких честных и образованных людях и строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем государственным служащим, веря, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

    Сочинение про Правдина

    Правдин – государственный чиновник, который призван разбираться в делах помещиков Простаковых. Он узнаёт о жадности и скупости Простаковой, а так же о том, что та забирает у Софьи всё, что у неё есть. Пользуясь помощью Стародума и Милона, он отбирает имение у Простаковой, тем самым наказывая помещицу за всё, что она натворила, насмехаясь над её жадностью и глупостью.

    Этот герой, как и все остальные в этой комедии носит фамилию, которая его характеризует. Правдин – очень честный и искренний человек, всегда поступает правильно и справедливо. Ещё с самого начала знакомства с этим персонажем мы можем убедиться, что очень воспитанный и честный – он не хотел читать письмо, которое было адресовано не ему, но согласился только после того, как его лично попросила Софья.

    Правдин служит в наместничестве и контролирует указы всей губернии. Своей главной целью в жизни он считает прекращение жестокости дворян над простыми крепостными людьми. В те времена помещики были очень жестоки по отношению к бедным крестьянам. А в особенности семья Простаковых. Так как крестьяне сами за себя постоять не могли, Правдин строго следил за порядком в своей губернии и, в особенности, наблюдал за Простаковыми.

    Правдин имеет много общего со Стародумом. Они оба разделяют мнения друг друга и являются образованными, грамотными и начитанными людьми, оба героя не терпят жестокость и в первую очередь смотрят на качества человека, а не на его материальное положение и чин.

    Правдин имеет положительную и светлую сторону в этой комедии, так как с помощью него автор показывает образ в этой комедии, что ещё не всё потеряно и остались ещё такие благородные люди, как Правдин.

    Мы не можем сказать, что герой участвует в любовном конфликте комедии. Эту роль Фонвизин отдаёт Милону – возлюбленному Софьи. И он не один из людей, которые претендуют на руку девушки. Правдин в этом конфликте стоит в стороне. Но, тем не менее, он играет в пьесе немаловажную роль. Как представитель власти, именно он отбирает у Простаковых их поместье у Простаковых, наказывая их за алчность и невежество.

    Правдин никогда не берёт взяток, так как считает, что это очень подло и низко. Но многие помещики не понимают его, так как привыкли всю свою жизнь врать и поступать нечестно. Автор показывает, что если будут такие люди, как Правдин, то всё небезнадёжно и проблемы с жестокостью над крепостными наладятся.

    3 вариант

    Свое произведение «Недоросль» писатель А. Фонвизин наделил большим количеством отрицательных персонажей. Но в их число не входит образ Правдина, даже сама фамилия подчеркивает эту характерную особенность. Для этого человека самое важное в жизни - правда. Он, обыкновенный чиновник, неравнодушный к справедливости, неустанно борющийся за права человека. Его заботит, по его мнению, потребительское и жестокое обращение с крестьянами. Он всеми способами пытается уличить Простаковых.

    Изначально в произведении Правдин предстает перед читателем, как честный человек. Это хорошо заметно по его решительному отказу прочесть чужое письмо, однако, по настоянию Софьи, он все же делает это. В образе этого героя можно найти и черты преданности и искренности по отношению к своему другу Милону. Он готов всегда протянуть руку помощи, если это будет в его силах.

    Еще одна положительная черта - уважительное отношение к людям преклонного возраста, а именно к пожилому герою Стародуму. Мудрый старик, как и Софья, видеть в чиновнике честного, высоконравственного человека. Они ведут приятные мирные беседы с самой первой встречи.

    Завершается пьеса тем, что в ней раскрывается причина появления Правдина в доме Простаковых. Он заявляет о своих правах на управление всем домом и хозяйством графини. При этом его право абсолютно законно, без превышения полномочий. И движут чиновником лишь личные убеждения.

    В его представлении взяточничество - это очень подлый и жалкий поступок, который он пресекает своим примером. Правдин не находит сторонников его убеждений и потому большинство помещиков не понимают и не желают принимать его моральные ценности.

    Положительному герою, Правдину, в конечном итоге удается проучить семью Простаковых за бесчинство. Это выглядит как демонстрация могущественной государственной власти, способной восстановить справедливость между неравными по статусу людьми.

    Такие герои, как Правдин, подают пример государственным служащим и действительно могут сформировать будущее страны. Для этого необходимо всего лишь строго соблюдать установленные законы.

    Сочинение 4

    Данный персонаж является олицетворение честно и гуманного чиновника, образцом того, каким должен быть человек, состоящий на государственной службе.

    Сущность этого второстепенного персонажа (как и других героев комедии) выражена, в традициях времен ее создания, его фамилией. Если Простаковы и, в особенности Митрофанушка, олицетворяют собой пороки, присущие господствующему сословию, то Правдин введен в произведения как «карающий меч государства», тот кто воздаст всем по заслугам.

    Одной из целей написания комедии, как следует из ее названия, служит желание автора осудить дворян, желающих жить в свое удовольствие, а не служить государству, как велит закон и обычай. В связи с этим, Правдин, восстанавливающий порядок показан в качестве идеального помещика и государственного служащего. По крайней мере, автор ничего не говорит о его недостатках.

    Кроме неуклонного следования своему долгу, Правдин показан человеком гуманным, вежливым и учтивым. Однако главное достоинство Правдина (помимо честного исполнения своих обязанностей) – это его приверженность просвещению. В пьесе постоянно высмеиваются как глупые и невежественные помещики, таки бездарные и ленивые учителя Митрофанушки, благодаря которым тот не стал достойным офицером или чиновником. В силу этого, автор подчеркивает стремление Правдина бороться с невежеством, в котором тот видит корень зла. Чиновник не только исполняет свои прямые обязанности, определяя недоросля на государственную службу, и препятствует Простаковым проявлять жестокость по отношению к крепостным, лишив их возможности распоряжаться имением. Он выявляет недостойных учителей Митрофанушки, воздавая им по заслугам.

    В целом, можно заключить, что в образе Правдина автор изобразил власть, как таковую. Не являясь, разумеется, противником существующего строя, веря, что в радикальных изменениях необходимости нет, а для устранения недостатков достаточно образования и честных чиновников, Фонвизин создал образ одного из них. В Правдине показан способ решения стоящих перед обществом проблем, образец для подражания, которому автор призывает следовать.

    Несколько интересных сочинений

    • Перов В.Г.

      Прекрасный живописец и портретист. Внебрачный сын прокурора Г.К. Криденера, родом из Тобольска. После болезни, перенесенной в детстве, у Перова ослабло зрение.

    Явление I

    Стародум и Правдин

    Правдин . Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила. Стародум . Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы? Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум . Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. Правдин . Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. Правдин . Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать... Стародум . А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов... Правдин . Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. Стародум . Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми... Стародум . Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. Правдин . Справедливо. Великий государь дает... Стародум . Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин. Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Стародум . Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. Правдин . Но особы высшего состояния просвещают детей своих... Стародум . Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. Правдин . Надобно действительно, чтоб всякое состояние людей имело приличное себе воспитание; тогда можно быть уверену... Что за шум? Стародум . Что такое сделалось?

    Явление II

    Те же, Милон , Софья , Еремеевна .

    Милон (отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнаженную шпагу). Не смей никто подойти ко мне! Софья (бросаясь к Стародуму). Ах, дядюшка! Защити меня!

    Стародум . Друг мой! Что такое? Правдин . Какое злодеяние! Софья . Сердце мое трепещет! Еремеевна . Пропала моя голоушка!

    (Вместе.)

    Милон . Злодеи! Идучи сюда, вижу множество людей, которые, подхватя ее под руки, несмотря на сопротивление и крик, сводят уже с крыльца к карете. Софья . Вот мой избавитель! Стародум (к Милону). Друг мой! Правдин (Еремеевне). Сейчас скажи, куда везти хотели, или как с злодейкой... Еремеевна . Венчаться, мой батюшка, венчаться! Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

    Явление III

    Те же, г-жа Простакова , Простаков , Митрофан .

    Г-жа Простакова . Какая я госпожа в доме! (Указывая на Милона). Чужой погрозит, приказ мой ни во что.

    Простаков . Я ли виноват? Митрофан . За людей приниматься? Г-жа Простакова . Жива быть не хочу.

    (Вместе.)

    Правдин . Злодеяние, которому я сам свидетель, дает право вам, как дяде, а вам, как жениху...

    Г-жа Простакова . Жениху! Простаков . Хороши мы! Митрофан . Всё к черту!

    (Вместе.)

    Правдин . Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства. Г-жа Простакова (бросаясь на колени). Батюшки, виновата! Правдин . Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии...

    Простаков . Без вины виноват! Митрофан . Виноват, дядюшка!

    (Вместе, бросаясь на колени.)

    Г-жа Простакова . Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

    Явление IV

    Те же и Скотинин .

    Скотинин . Ну, сестра, хорошу было шутку... Ба! Что это? Все наши на коленях! Г-жа Простакова (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами. Скотинин . Сестра! О своем ли ты уме? Правдин . Молчи, Скотинин. Г-жа Простакова . Бог даст тебе благополучие и с дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей? Софья (Стародуму). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю. Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел. Стародум . Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. Милон . И преступление и раскаяние в ней презрения достойны. Правдин (Стародуму). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством... и уж спасти ее нельзя. Стародум . Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

    Все вскочили с коленей.

    Г-жа Простакова . Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки. Правдин . А за что вы хотите наказывать людей ваших? Г-жа Простакова . Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях? Правдин . А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается? Скотинин . Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Правдин . Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? Стародум . Мастерица толковать указы! Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.) Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни. Простаков . А! До чего мы дожили! Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа... Правдин . Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите. Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка? Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! Скотинин . Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову. Г-жа Простакова . Все теряю! Совсем погибаю! Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених... Стародум (указывая на Милона). Вот он. Скотинин . Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и... Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены. Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей... Правдин . Побольше любили или б по крайней мере... Скотинин . Ну?.. Правдин . Хоть не трогали. Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

    Явление V

    Г-жа Простакова , Стародум , Правдин , Митрофан , Софья , Еремеевна .

    Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются? Правдин . Я от должности никак не отступлю. Г-жа Простакова . Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать... Правдин . Ни на три часа. Стародум . Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь. Г-жа Простакова . Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи? Правдин . Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а... Г-жа Простакова . А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям... Правдин . Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда. Еремеевна . Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?.. Правдин . Всех позови.

    Еремеевна отходит.

    Правдин . Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую. Стародум (видя в тоске г-жу Простакову). Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. Г-жа Простакова . Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!

    Явление VI

    Те же, Еремеевна , Вральман , Кутейкин и Цыфиркин .

    Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка. Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?.. Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох. Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие? Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман? Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь? Правдин . Как? Он вам знаком? Стародум . Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

    Все показывают удивление.

    Правдин . Изрядный учитель! Стародум . А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься. Вральман . Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель... Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю. Цыфиркин . Лучше не надо. Кутейкин . Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся... Правдин . А что тебе надобно? Кутейкин . Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за... Г-жа Простакова . Ненасытная душа! Кутейкин! За что это? Правдин . Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу. Г-жа Простакова . Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку? Кутейкин . Это его дело. Не мое. Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить? Цыфиркин . Мне? Ничего. Г-жа Простакова . Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено. Цыфиркин . Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты. Правдин . А за ученье? Цыфиркин . Ничего. Стародум . Как ничего? Цыфиркин . Не возьму ничего. Он ничего не перенял. Стародум . Да тем не меньше тебе заплатить надобно. Цыфиркин . Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму. Стародум . Вот прямо добрый человек!

    Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

    Правдин . Тебе не стыдно, Кутейкин? Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный. Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу. Цыфиркин . Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую. Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой! Цыфиркин . И еще спасибо.

    Правдин дает также ему деньги.

    Цыфиркин . Да за что, ваше благородие, жалуете? Правдин . За то, что ты не походишь на Кутейкина. Цыфиркин . И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

    Цыфиркин отходит.

    Правдин . А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою. Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь. Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе. Стародум . Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? Вральман . Ой, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

    Явление VII

    Те же и камердинер .

    Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова. Вральман . Прикашишь мне дофести сепя? Стародум . Поди садись на козлы.

    Вральман отходит.

    Явление последнее

    Г-жа Простакова , Стародум , Милон , Софья , Правдин , Митрофан , Еремеевна .

    Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам... Правдин . Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан . Да отвяжись, матушка, как навязалась... Г-жа Простакова . И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

    Софья и Еремеевна помогают.

    Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан . Ды она как будто неведомо... Правдин . Грубиян! Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить... Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят. Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

    КОНЕЦ КОМЕДИИ.

    Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

    Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

    История создания

    Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

    Описание произведения

    Действие 1

    Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

    Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

    Действие 2

    Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

    Действие 3

    Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

    Действие 4

    Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

    Действие 5

    Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

    Главные герои

    Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

    Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

    Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

    Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

    Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

    Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

    Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

    Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

    Анализ произведения

    «Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

    Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

    Итоговый вывод

    Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

    • тема образования и воспитания;
    • тема крепостничества;
    • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

    Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.



    Похожие статьи