Какие есть пожарные рукава. Виды пожарных рукавов. Пример заводской маркировки напорного рукава

07.09.2023

Как выбрать пожарный рукав для офиса, склада, общественного здания?


Всасывающие и напорно-всасывающие рукава эксплуатируются в комплекте пожарного оборудования пожарных машин.


Для комплектации пожарного крана в общественном здании предназначен напорный рукав , который в народе именуют также «пожарным шлангом». Именно о нем и пойдет речь.

Применение и эксплуатация пожарных рукавов регламентируются следующими документами:

·также необходимо руководствоваться проектной документацией для здания, в котором расположено ваше предприятие.


Чтобы правильно подобрать пожарный рукав, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
внутренний диаметр, рабочее давление и длину, а также комплектацию рукава.


Какой должен быть диаметр пожарного рукава?

Это зависит от установленного на вашем объекте пожарного водопровода. Стандарты диаметров напорных рукавов (согласно ГОСТ): 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм. Самый распространенный – 51 мм, значительно реже 66 мм, остальные мало распространены. Кроме того, существуют специальные головки переходники , позволяющие перейти с большего диаметра на меньший.


Какое давление должен выдерживать рукав?

Само собой, чем большее давление выдерживает пожарный шланг, тем лучше. Однако такие рукава значительно дороже. Для комплектации пожарного крана в общественном здании, как правило, достаточно давления в 1,0 МПа (МегаПаскаль).


Какова стандартная длина пожарного рукава?

Согласно ГОСТ Р 51049-97 напорные рукава должны иметь длину 10,15 или 20 м, с погрешностью ± 1 м. В продаже встречаются рукава длиной 18 м (чаще всего китайские). За счет этого они дешевле, но не отвечают требованиям ГОСТ Р. При покупке следите за маркировкой.


Заводская маркировка
напорного рукава должна находиться на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов и содержать:

·наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

·тип напорного рукава; условный проход; рабочее давление;

·длину напорного рукава, м (для напорных рукавов РПК);

·специальное исполнение (при его наличии); климатическое исполнение по ГОСТ 15150;

·дату изготовления (месяц, год).

Как присоединить пожарный рукав к пожарному крану?

Рекомендуем приобретать «навязные» рукава, т.е. с уже навязанными соединительными головками (ГР) . Соединительные головки служат для крепления пожарного рукава к пожарному крану, для скрепления пожарных рукавов между собой (когда требуется подача воды, на расстояние превышающее 20 метров). Головки рукавные встречаются как металлические, так и пластиковые.

Важно правильно сопоставить головку с типом ствола и типом используемого рукава. Так, головка ГМ-50 напорная соединительная муфтовая предназначена в основном для работы с 51-мм напорными рукавами, оснащенными головками ГР-50, а головка ГМ-70 - с 66-мм рукавами с головками ГР-70. При несоответствии диаметров рукавных линий используются переходники (к примеру, с 51 мм на 66 мм, и с 66 мм на 77 мм). В России применяются головки с двумя диаметрально расположенными захватами ("клыками"). Иногда головку называют "полугайкой".


Сколько стоит пожарный рукав?
ООО "РЦС" предлагает пожарные рукава ведущих российских производителей с навязанными алюминиевыми ГР.
Розничная цена пожарного рукава:
- рукав диам. 51 мм, с ГР-50 (ал.) - 870,00 руб./шт.
- рукав диам. 66 мм, с ГР-70 (ал.) - 1 740,00 руб./шт.

Действует система скидок.

Для хранения пожарных рукавов на охраняемом объекте применяют

Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:

а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными . В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б ) для забора воды используют всасывающие рукава 5 . При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в ) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8 .

При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8 . В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .

Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.

Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:

1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;

2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3 , двух текстильных слоев 2 и 6 , проволочной спирали 4 , промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1 .

Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая

На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Параметры

Размерность

Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:

Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:

Вакуумметрическое давление

Минимальный радиус изгиба

*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.

Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.

Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.

При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).

Таблица 2.7

При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.

Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).

Таблица 2.8

По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о. Продольные нити называются основой , а поперечные – утком .

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов

При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.

Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).

Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1 , выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1 , предварительно смазанного резиновым клеем 3 , и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).

Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2 . Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3 , выполняя функцию защитного покрытия.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Параметры

Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники

Рукава на рабочее давление 3,0 МПа

Условный проход DN

Внутренний диаметр рукава

Рабочее давление

Разрывное давление, не менее

Масса рукава длиной 1 м, не более

Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее

Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.

Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.

В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления S p , указанные в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

h м.р.л = N p S p Q 2 , (2.3)

где S p – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; N p – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле

N p = 1,2 L / 20, (2.4)

где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.

Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов S p и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

l пр = , (2.5)

где Z м – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Z пр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.

Расход воды Q , л/с

Потери напора в рукаве длиной 20 м h p , м

Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:

1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)

Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.

Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.

Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.

Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.

Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом

Температура окружающей среды, ° С

Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.

Таблица 2.12

После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.

В - класс (рабочая среда - вода техническая);

2 - группа (напорно-всасывающий);

125 - внутренний диаметр, мм;

10 - рабочее давление, кгс/см 2 ;

4000 - длина, мм;

VI-1995 -дата изготовления: месяц и год;

ГОСТ 5398-76 - обозначение стандарта

«...»- штамп технического контроля.

Заводская маркировка напорного рукава должна находиться на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов и содержать:

тип напорного рукава;

условный проход;

рабочее давление;

длину напорного рукава, м (для напорных рукавов РПК);

специальное исполнение (при его наличии);

климатическое исполнение по ГОСТ 15150;

дату изготовления (месяц, год).

Для напорных рукавов РПМ на расстоянии не менее 4 м от любого конца должна быть дополнительная маркировка следующего содержания:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

дата изготовления (месяц, год).

Пример заводской маркировки напорного рукава:

К-РПМ-65-1,6-ИМТ-У-12.03, где

К - товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

РПМ - тип напорного рукава (для оборудования пожарных машин);

65 - условный проход;

1,6 - рабочее давление, МПа;

ИМТ - специальное исполнение (износостойкий, маслостойкий, термостой­кий);

«У» - исполнение для условии эксплуатации, транспортирования и хране­ния в условиях умеренного климата;

12,03 -дата изготовления: месяц и год.

В качестве дополнительной маркировки напорных рукавов без наружного защитного покрытия каркаса могут быть просновки нитей основы, отличающиеся по цвету от нитей каркаса:

РПМ - две просновки;

РПК - одна просновка.

Заводская маркировка пожарных соединительных головок должна содержать: наименование или товарный знак предприятия изготовителя;

год выпуска;

условный проход;

рабочее давление.

Заводская маркировка на резиновых кольцах пожарных соединительных головок должка содержать:

наименование или товарный знак предприятия изготовителя;

год изготовления;

тип кольца;

климатическое исполнение.

ёРезиновые напорные кольца КН-25 ~ КН-50 могут не иметь маркировку ти­па кольца.

Рукава должны подвергнуться испытаниям для проверки качества по сле­дующим параметрам:

возможность быстрого соединения с пожарным оборудованием;

герметичность при испытательном давлении для напорных и напорно-всасывающих рукавов (таблицы 1, 2 приложения № 3);

возможность забора воды из водоисточника (для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов).

На рукавах поступивших в пожарную часть или на рукавную базу, кроме заводской, наносится дополнительная маркировка их принадлежности к пожарной части или рукавной базе.


На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знамена­теле порядковый номер рукава (рисунок 3).

Номер рукава Номер пожарной части

Рисунок 3 - Дополнительная маркировка рукава в пожарной части

На рукавах, являющихся принадлежностью рукавных баз, проставляется их порядковый номер (рисунок 4).

Рисунок 4 - Дополнительная маркировка рукава на рукавной базе

Маркировка наносится на расстоянии от 1000 до 1500 мм от каждой пожар­ной соединительной головки краской по трафарету. Для маркировки рукавов до­пускается использовать краску любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава.

По окончании входного контроля в пожарной части или на рукавной базе оформляется приложение к формуляру, в который вносят все данные входного контроля. Формуляр должен постоянно находиться у ответственного за эксплуа­тацию рукава. Ответственный за рукава должен регулярно и своевременно вно­сить записи в формуляр.

Пожарный рукав – это одно из основных первичных противопожарных средств. Он обязателен на каждом объекте и является неотъемлемым атрибутом пожарников МЧС. Устройство предназначено для подачи рабочей среды к местам возгорания. Оно устанавливается и на транспорте: автомобильном и железнодорожном. ПР обязательна в воинских частях, на водных судах – морских и речных. Технические характеристики, размеры, условия хранения, особенности эксплуатации и техобслуживания пожарных рукавов регламентируется ГОСТ Р 51049.2008. Требования государственного стандарта направлены на поддержании работоспособности оборудования, и эффективной работы в момент чрезвычайной ситуации.

Поскольку пожарные гибкие рукава имеются различных видов, их конструкция несколько отличается друг от друга. ПР классифицируют на три группы:

  • Всасывающие. Этот тип противопожарного инвентаря работает с помощью насоса, поэтому он должен быть максимально прочным, надежным и гибким. Данные модификации производят из резины посредством технологии вулканизации. Прочность обеспечивается за счет внешнего кожуха из ткани. Всасывающие приспособления имеют наибольший вес, относительно аналогов других видов. Диаметр таких изделий достигает 20 см, а весить они могут до 6 кг. Головками не комплектуются.
  • Напорно-всасывающие. Этот вид имеет такие же габариты, как и всасывающие: диаметр пожарного рукава – до 20 см, вес – до 6 кг. Эта модификация предназначена для откачки воды из гидрантов и водных источников. Для забора рабочей жидкости внутри создается вакуум, поэтому шланг должен иметь металлический каркас, сверху он закрывается кожухом из прочной грубой ткани. Этот тип регламентирует отдельный ГОСТ 5398.76. Поставляется без головок.
  • Напорные. Напорные модели в диаметре могут достигать 30 см, а по массе – до 7 кг. Этот вид пожарных рукавов подает жидкости и огнетушащие вещества к очагу пожара под избыточным давлением, поэтому основной конструкции является прочный тканевый кожух, внутренняя поверхность которого покрыта гидроизоляционными материалами: резиной, латексом или полимерами. Снаружи устанавливается металлическая арматура. ПР поставляются в полной комплектации. Ниже можно ознакомиться с ТТХ напорных рукавов в таблице.

Важно! При выборе первичного средства пожаротушения в первую очередь следует руководствоваться назначением, но не нужно забывать о технических характеристиках конкретной модели. Они должны соответствовать предстоящим условиям эксплуатации.


Маркировка

Маркировка гибких пожарных рукавов так же регламентируется государственными стандартами. Она должна быть нанесена на каждое изделие и включать в себя:

  • товарный знак производителя или его название;
  • класс изделия;
  • тип устройства;
  • диаметр;
  • рабочее давление;
  • длина в метрах;
  • дата производства;
  • ГОСТ;
  • отметка техконтроля.

Также на ПР должно быть нанесено обозначение части МЧС или предприятия, на котором он эксплуатируется.


Техническое обслуживание и ремонт

ГОСТ устанавливает требование не только по назначению, видам, устройству и использованию пожарных рукавов, но и регламентирует сроки и порядок технического обслуживания. Эти изделия подлежат регулярным проверкам – не реже 1 раза в год. Для контроля создается комиссия.


Мероприятия включают с себя следующие операции:

  • размотка пожарного рукава по всей длине в одну линию на ровной и чистой поверхности, без рисков соприкосновения с химикатами и горючими веществами;
  • визуальный осмотр на предмет целостности и отсутствия повреждений, при их наличие – выполнение ремонта;
  • промывка и просушка изделия, желательно на улице в тени;
  • гидравлические испытания, жидкость подается под максимальным давлением;
  • скатка ПР на новое ребро;
  • установка изделия в шкаф и пломбировка;
  • оформление документации.

Следует понимать! Ответственным за работоспособность пожарного рукава является руководитель организации или предприятия, даже при наличии ответственного лица, назначенного приказом. Поэтому ТОП-менеджер обязан контролировать все происходящее со средствами противопожарной безопасности.

По результатам технического обслуживания составляется акт проверки с перечнем выполненных работ, заносится отметка в журнал, а на пожарный рукав наклеивается бирка, она может быть заверенной копией акта. Такое определение действий регламентируется ППБ. Нарушение порядка может сопровождаться штрафными санкциями. Во время проведения технического обслуживания или транспортировки следует исключить все возможности повреждения противопожарного устройства.


Как выбрать оптимальную модель

Базовыми параметрами, на которые следует обращать внимание при выборе изделия это:

  • Длина. Эта характеристика должна соответствовать особенностям помещения. Стандартная длина ПР варьируется от 4 до 20 метров. На масштабном объекте целесообразно устанавливать большое количество кранов.
  • Диаметр. В первую очередь этот размер должен соответствовать диаметру . При несоответствии используются переходные соединительные головки. Эти изделия разрешают не только коммутировать кран и шланг различных диаметров, но и рукава с разными диаметрами. Головки формируют герметичное соединение, типовые заводские размеры: 7,5, 10 и 12,5 см.

Головки и стволы не всегда входят в комплектацию устройств, поэтому их необходимо приобретать отдельно. Но их наличие обязательно, поскольку без них пожарный рукав не работоспособен. Первичное средство пожаротушения в чрезвычайной ситуации невозможно будет соединить с источником огнетушащего вещества.


Дополнительная классификация пожарных рукавов

Кроме основной классификации существует дополнительные градации. Одна из них предполагает категории по применению в том ими ином климате:

  • У1 — для умеренного;
  • УХЛ1 — для холодного и умеренного;
  • ТУ-1 — для тропического и умеренного.

Так же ГОСТ подразделяет ПР на классы по назначению:

  • Г – рукава, по которым можно транспортировать не только воду, но азот, углекислоту и инертные газообразные среды;
  • В – использование этой модификации связано с транспортировкой 20% растворов щелочей и кислот, кроме соединений азота, так же не рекомендована подача технической воды без добавок;
  • ВГ – шланг может транспортировать горячую воду;
  • Б – класс предназначен для нефтепродуктов и масел, то есть в его конструкции предусмотрена стойкость к нефтяным горючим средам;
  • Ш – по этим рукавам можно транспортировать сыпучие вещества, а так же слабые кислоты и щелочи.
  • П – это экологичные рукавные изделия, предназначенные для транспортировки продуктов питания;
  • КЩ для подачи 20% растворов кислот и щелочей;
  • ПАР-I – для водяных паров, с температурой до +143 градуса С;
  • ПАP-II – для паров с температурой до +175 градусов С.

Классификация по функциональной комплектации:

  • РПМ – для пожарных машин;
  • РПК-Н – для наружных кранов;
  • РПК-В – для внутренних кранов.

Градации по особенностям конструкции:

  • Д – изделие с 2-сторонним покрытием полимерами;
  • П – изделие с пропиткой каркаса и внутренним полимерным слоем;
  • В – изделие с внутренней изоляцией.

Средства пожаротушения специального назначения подразделяются:

  • И – рукава, стойкие к износу;
  • М – изделия, стойкие к воздействию масел;
  • Т – изделия, стойкие к температурам, по ним можно перекачивать горячие рабочие среды

На заметку. Маркировка наносится на изделие таким способом, чтобы информация оставалась читабельной столько, сколько будет эксплуатироваться изделие.

Общие требования к техническому устройству пожарных рукавов приведены в ГОСТе (Национальный стандарт РФ) под номером 51049-2008. В нем также описано, как надо проверять рукава, чтобы убедиться в их соответствии стандартам.

Длина

Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:

  • пожарной машины;
  • наружного или внутреннего пожарного крана.

Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.

Поскольку материалы постоянно усовершенствуются, возрастает их прочность, то давление может увеличиваться, хотя, чаще оно остается неизменным, соответствуя ГОСТу. А вот давление разрыва иногда занижаю, и в этом плане наблюдается невыполнение требований к пожарным рукавам с точки зрения ГОСТ.

Для проверки давления в рукаве применяют манометры. Недостаток давления так же неприемлем, как его избыток. При малом напоре струя может не достигнуть до объекта тушения, а при избытке – материал быстро изнашивается, возможны разрывы. Манометром проверяют давление раз в три месяца.

Стойкость к температурам

Как и , рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.

Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.

Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения.

Масса и покрытие

Неслучайно ГОСТ регламентирует предельную массу одного метра изделия. Рукава раскатывают вручную, с ними работают пожарные, и чем меньше будет вес, тем удобнее, легче и быстрее будут проходить мероприятия по тушению. На массу влияет материал, из которого сделан инвентарь.

Срок службы изделий составляет 5 и более лет. Технические характеристики пожарных рукавов могут включать такой показатель, как маслостойкость. Не все модели им обладают, но если устойчивость к воздействию маслянистых субстанций присутствует, то это обязательно должно быть указано.

Чтобы обеспечить герметичность и гибкость, рукава делают прорезиненными, применяют латексные материалы или полимерные слои внутри и снаружи. Оптимальным вариантом можно считать латекс. Он отличается эластичностью и прочностью, не гниет, не покрывается плесенью изнутри.

Есть еще один стандарт – ГОСТ 7877 75, предназначенный специально для прорезиненных рукавов. Он был разработан еще в 1975 году, однако обновлялся и сохранил актуальность. В нем подробно описывается конструкция изделия.

Существует перколированные рукава, поверхность которых сделана из материала с микропорами (перколяция). После проникновения воды в микропоры (намокания) материал приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства, может контактировать с открытым пламенем и раскаленными предметами.

Качество внешнего покрытия, материала каркаса и внутреннего водозащитного слоя влияет на прочность изделий. Поэтому в процессе периодических испытаний проверяют стойкость к истиранию (абразивный износ) и прочность связи внутреннего покрытия с каркасной частью. Отдельно проверяют толщину покрытия.

Маркировка и упаковка

При поставке пожарного рукава в комплекте должна находиться техническая документация со всеми характеристиками. На самом изделии делают маркировку, в которой указывают тип (РПК, РПМ и так далее), длину в метрах, дату изготовление и название предприятия. Такие обозначения должны стоять с обоих концов на расстоянии от них не более полуметра, чтобы удобно было считывать. Для длинных машинных типов требуется дополнительная маркировка на расстоянии 4 или больше метров от одного из концов.



Похожие статьи