Влияние железного груза на магнитное поле судна. Основные характеристики земного и судового магнитных полей. Уравнения Пуассона и А. Смитта. Судовые магнитные силы (СМС). Влияние жидкого груза на остойчивость

01.09.2020

Магнитные компасы (МК) являются резервными и контролирующими курсоуказателями. В случае отказа гирокомпаса управление производится по магнитному компасу, а при исправном гирокомпасе надлежит каждый час сличать показания гирокомпаса с магнитным компасом для контроля правильности работы гирокомпаса.

Под действием магнитного поля Земли и магнитного поля судна картушка магнитного компаса устанавливается в плоскости компасного меридиана, положение которого отличается от положения плоскости истинного меридиана на величину поправки магнитного компаса. Эта поправка является суммой девиации МК и магнитного склонения.

Магнитное склонение d - это угол между плоскостями истинного и магнитного меридиана, его можно получить с карты, приводя к году плавания.
Девиация магнитного компаса - это угол между плоскостями магнитного и компасного меридиана.

Причиной появления девиации являются магнитное поле судна, которое искажает магнитное поле Земли. Судовые металлические конструкции по своим магнитным свойствам подразделяются на твердое и мягкое в магнитном отношении железа.

Под твердым судовым железом подразумеваются металлические конструкции судна, которые 1 раз намагнитившись в магнитном поле Земли, больше не перемагничиваются, т.е. их можно рассматривать как постоянные магниты.

Твердое судовое железо создает постоянное магнитное поле судна. Мягкое судовое железо обладает индуктивным магнетизмом, т.е. при изменении его положения относительно магнитного поля Земли происходит перемагничивание мягкого судового железа и это железо создает переменное магнитное поле судна, которое изменяется при изменении курса судна.

Таким образом, твердое и мягкое судовое железо создают девиацию магнитного компаса, которая выражается основной формулой девиации:

Анализ этой формулы показывает, что девиация имеет постоянную составляющую (девиацию), полукруговую девиацию, зависящую от курса судна и четвертную девиацию, которая зависит от удвоенного курса 2K.

Постоянная и четвертная девиации, соответственно с коэффициентами A, D, E возникают из-за мягкого судового железа. А полукруговая девиация с коэффициентами B и C вызывается твердым судовым железом.
Уничтожение постоянной и четвертной девиации производится мягким железом, из которого изготавливаются магнитные компенсаторы в виде шаров или цилиндров. Эти компенсаторы устанавливаются вблизи картушки магнитного компаса и создают переменное магнитное поле, которое компенсирует переменное магнитное поле судна.

Постоянную четвертную девиацию уничтожают по специальной методике девиаторы при установке МК на судне. Так как, четвертная и постоянная девиация мало изменяются, то их повторное уничтожение не производится. Полукруговая девиация возникает из-за твердого судового железа, создающего постоянное магнитное поле судна, поэтому ее уничтожение производится с помощью магнитов-уничтожителей, которые расположены в девиационном приборе магнитного компаса.
Так как полукруговая девиация вызывается продольной магнитной силой и поперечной силой, то имеется 2 пары магнитов-уничтожителей для компенсации данных сил.
Одна пара расположена в диаметральной плоскости судна (продольные магниты-уничтожители(для уничтожения силы)), а вторая пара - перпендикулярно диаметральной плоскости.

Поперечные магниты - уничтожители для уничтожения силы.

Положение магнитов-уничтожителей подбирается так, чтобы они компенсировали постоянное магнитное поле судна, т.е. силы и.

Полукруговая девиация является изменчивой и необходимо регулярное ее уничтожение в случае, если она изменяется больше, чем на 3 градуса. Рекомендуется проверять и уничтожать полукруговую девиацию ежегодно.

Для уничтожения полукруговой девиации применяют способ Эри. Он выполняется на 4 главных курсах.
Для уничтожения поперечной магнитной силы необходимо:
1) Лечь на магнитный курс 0 градусов.

2) Отметить по магнитному компасу девиацию на этом курсе и с помощью поперечных магнитов-уничтожителей довести эту девиацию до нуля.

3) Лечь на магнитный курс 180. Наблюдаемую девиацию по МК с помощью магнитов-уничтожителей девиацию уменьшить на половину. В этом случае магнитная сила уничтожена полностью.

4) Для уничтожения продольной силы необходимо лечь на магнитный курс 90 и с помощью продольных магнитов-уничтожителей довести наблюдаемую девиацию до 0.

5) Необходимо лечь на магнитный курс 270 и с помощью продольных магнитных магнитов-уничтожителей наблюдаемую девиацию уменьшить на половину. В этому случае сила уничтожена полностью.

На главные магнитные курсы можно ложится с помощью гирокомпаса, зная его поправку и магнитное склонение d.

Величина ГКК для заданного магнитного курса МК выбирается по формуле:

После уничтожения полукруговой девиации необходимо лечь на 8 главных и четвертных компасных курсов по магнитному компасу и определить величину остаточной девиации на каждом из курсов. На каждом компасном курсе замечают значение ГКК и значение девиации рассчитывается по формуле:

По полученным значениям девиации на 8 курсах, рассчитывают коэффициенты девиации A, B, C, D, E.

Затем по этим коэффициентам с помощью основной девиации рассчитывается таблица остаточной девиации с интервалом через 10 градусов курса.

СИЛЫ СУДОВОГО МАГНЕТИЗМА

Действие силы земного магнетизма на железный корпус корабля вызывает в последнем появление магнитных сил или появление судового магнетизма. Совместное действие на компас сил земного и судового магнетизма может быть, как показывает теория, сведено к 6 силам, различным образом влияющим на компас. Магнитная сила земли направлена, вообще говоря, под углом к горизонту, и ее для удобства заменяют двумя составляющими силами: Н - горизонтальной и Z - вертикальной. Возникшие в корабельном корпусе 6 сил имеют следующие названия:

(1) λН - сила, направляющая компасную стрелку по магнитному меридиану;

(2) UλН - сила, производящая постоянную на всех курсах девиацию;

(3) BλН - продольная сила

(4) GλH - поперечная сила

происходят от твердого судового железа и производят полукруговую девиацию;

(5) DλH

(6) QλН

происходят от мягкого судового железа и производят четвертную девиацию .

Выражения полукруговая и четвертная означают, что при повороте судна на 360° девиации, производимые соответственно этими силами, 2 и 4 раза переходят через нуль.

  • - "... - установленная на участке судоходного пути наименьшая глубина судового хода при проектном уровне воды..." Источник: " ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях...

    Официальная терминология

  • - "... - установленные на участке судоходного пути наименьшие габариты судового хода при расчетных судоходных уровнях воды..." Источник: " ГОСТ 26775-97...

    Официальная терминология

  • - им. Ю. А. Гагарина РАН, созд. в 1939...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - см, Месмеризм...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Земной магнетизм...

    Морской словарь

  • - Список всех грузов, находящихся на судне или самолете. Перед тем как передать его таможне при выходе или по прибытии в порт или аэропорт, он должен быть подписан капитаном или старшим помощником...

    Словарь бизнес терминов

  • - представляемый таможенным органам список всех грузов, находящихся на судне или самолете...

    Большой экономический словарь

  • - "... - глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судового хода..." Источник: " ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;..." Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10...

    Официальная терминология

  • - "...- помещения судового снабжения - предназначены для хранения запасов провизии, судового имущества, расходных материалов и сырья, а также различных запасов для работы производственно-технологических цехов.....

    Официальная терминология

  • - "... - средневзвешенная глубина судового хода на участке судоходного пути, используемая транспортным флотом в эксплуатационный период навигации..." Источник: " ГОСТ 26775-97...

    Официальная терминология

  • - см. Фарватер...
  • - лица, коим вверено непосредственное заведование имуществом на военных судах. Главные С. суть: 1) ревизор, избираемый командиром судна из флотских офицеров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - АН СССР, научно-исследовательское учреждение, занимающееся изучением явлений земного магнетизма, физических свойств ионосферы и магнитосферы Земли и распространения радиоволн в них, исследованием влияния...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ИОНОСФЕРЫ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИОВОЛН ИНСТИТУТ им. Ю. А. Гагарина РАН, создан в 1939...

    Большой энциклопедический словарь

"СИЛЫ СУДОВОГО МАГНЕТИЗМА" в книгах

С долей взаимного магнетизма

Из книги Памятное. Книга вторая автора Громыко Андрей Андреевич

С долей взаимного магнетизма Бесспорно, большой долей какого-то взаимного магнетизма всегда характеризовались советско-мексиканские отношения. Правда, в разное время уровень этих отношений несколько менялся, однако они всегда развивались под знаком дружбы.Когда в 1924

Волновая теория магнетизма

Из книги Числовой код рождения и его влияние на судьбу. Как просчитать удачу автора Михеева Ирина Фирсовна

Волновая теория магнетизма Космос, хотим мы того или нет, живет по своим законам, которые базируются на волновой теории магнетизма. Человек является неотъемлемой частью Космоса, поэтому принимает его законы существования. Согласно закону магнетизма, каждый из нас

15.1. ИСТОРИЯ «МАГНЕТИЗМА»

Из книги Тайные учения. Алхимия, гипноз и магия автора Гордеев Сергей Васильевич

15.1. ИСТОРИЯ «МАГНЕТИЗМА» В Древнем Египте гипноз применялся для лечения болезней. В папирусе Эберса, возраст которого более трех тысяч лет, описана процедура, которую выполняли жрецы-целители. В начале лечебного сеанса перед глазами пациента держали блестящий

В поисках сексуальности и магнетизма

Из книги Самый новый самоучитель удачи. Добейтесь всего, чего хотите! автора Правдина Наталия Борисовна

В поисках сексуальности и магнетизма Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности. Зигмунд Фрейд Американские ученые провели очень поучительное исследование. Оно подтвердило, что для мужчин внешняя привлекательность женщины всегда стояла на первом месте,

Сила магнетизма

Из книги Лечебная сила магнита. Секреты индийских мудрецов автора Моханти Ранжит

Сила магнетизма Магнитные явления обнаруживаются повсюду. Мы живем под воздействием различных магнитных полей. Магнетизм представляет собой один из фундаментальных принципов бытия. Земля – огромный магнит, и ее магнитное поле может быть обнаружено в космосе на

6.3. Поняття судового праворозуміння

Из книги Правосуддя: філософське та теоретичне осмислення: колективна монографія автора Колектив авторів

6.3. Поняття судового праворозуміння Структура дослідження процесу праворозуміння судді обумовлена спробою виявити взаємозв’язок тексту закону та правової реальності, що передбачає собою, передусім: 1) перехід від чисто текстуального підходу до права, до його більш

Приложение. Репринтное воспроизведение выписки из судового журнала шхуны «Св. Анна»

Из книги На юг, к Земле Франца-Иосифа! автора Альбанов Валериан Иванович

Приложение. Репринтное воспроизведение выписки из судового журнала шхуны

Глава 7 РАССКАЗ СУДОВОГО ВРАЧА

Из книги История работорговли. Странствия невольничьих кораблей в Антлантике автора Доу Джордж Фрэнсис

Глава 7 РАССКАЗ СУДОВОГО ВРАЧА По прибытии кораблей в Бонни и Новый Калабар принято отдавать снасти, спускать паруса на реях и мачтах и начинать сооружать то, что называют домом. Это делается таким образом. Матросы сначала связывают бимсы и реи от мачты к мачте, чтобы автора Семиков Сергей Александрович

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна § 4. Форма судового корпуса

автора Чайников К. Н.

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна § 4. Форма судового корпуса Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса

§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса Кроме приведенных ранее общих сведений о форме обводов диаметральной плоскости, конструктивной ватерлинии и мидель-шпангоута, для более полной характеристики формы судовых

Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция § 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция § 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна На корпус плавающего по воде судна действуют постоянные и временные силы. К постоянным относятся статические силы, такие, как вес судна и давление воды на погруженную

Вектор Т напряжённости магнитного поля Земли лежит в плоскости магнитного меридиана и составляет с плоскостью горизонта некоторый угол I . Этот угол называется магнитным наклонением и может изменяться в пределах .

Наряду с указанным, рассматривают проекции Н и Z вектора Т на плоскость горизонта и на местную вертикаль, соответственно. Эти составляющие определяются следующими равенствами:

. (1.1)
На навигационных картах могут наноситься линии равных значений указанных параметров. Изогонами называют линии равных значений магнитного склонения. Линии равных значений магнитного наклонения получили название изоклин . Линии равных значений Н и Z называются изодинамами .

Земное магнитное поле претерпевает медленное годовое изменение, а также достаточно быстрые вариации, обусловленные, например, активизацией процессов на Солнце. Кроме того, на равномерность магнитного поля Земли существенное влияние оказывают местные магнитные аномалии.

магнитомягкие материалы намагничиваются компонентами магнитного поля Земли. Будем представлять судовое и земное магнитные поля в виде соответствующих составляющих X¢,Y¢,Z¢ и X,Y,Z (рис. 4.1) векторов напряженности (или индукции) этих полей по осям системы координат охуz , жёстко связанной с судном. Особенности намагничивания магнитомягких материалов земным магнитным полем заключается в том, что они будучи намагниченными од

Важно!
ной из компонент этого поля, например компонентой Х, создают свое поле, имеющее, общем в случае, все три компоненты, величины которых пропорциональны намагничивающему полю. Таким образом, при намагничивании материала компонентой Х сам намагниченный материал создаёт поле, имеющее со
ставляющие аХ , и , направленные по осям ох , оу и oz, соответственно (Рис. 4.1). Здесь а, d и g – коэффициенты пропорциональности, определяющие величину указанных составляющих в долях намагничивающего поля. Аналогично, материал, намагниченный составляющей Y земного поля, будет создавать собственное поле с компонентами bY, eY и hY , а намагниченный составляющей Z – с компонентами cZ, fZ и kZ .

Учитывая сказанное, результирующие напряженности судового магнитного поля вдоль осей, связанных с судном, можно представить в виде следующих равенств (рис. 1.33):

X¢ = X + aX + bY + cZ + P,

Y¢ = Y + dX + eY +fZ + Q, (4.1)

Z¢ = Z + gX + hY + kZ + R,

где H, Q и R – компоненты магнитного поля, порождаемые постоянным судовым магнетизмом. Уравнения (4.1) получили название уравнений Пуассона , а коэффициенты а…к коэффициентов Пуассона . Полученные уравнения характеризуют структуру судового магнитного поля и являются исходными для проведения различных оценок на практике. Однако для процесса судовождения основной интерес представляет связь параметров судового поля с ошибками МК, т.е. с той девиацией, которая возникает у компаса, установленного в заданном месте на судне. Эта девиация определяется отклонением от плоскости магнитного меридиана горизонтальнойсоставляющей Н¢ (рис. 4.1) судового магнитного поля, образуемой геометрической суммой векторов и , в направлении которой устанавливаются оси магнитов картушки компаса. Найдём соотношения, определяющие указанную связь.

Уравнение девиации

Рассмотрим рис. 4.2, отображающий взаимную ориентацию векторов судового и земного магнитных полей. Как следует из рисунка, девиация магнитного компаса, равная разности магнитного МК и компасного КК курсов судна

=МК – КК , (4.2)

может быть определена следующим равенством:

. (4.3)

В свою очередь, из рисунка следует, что

H¢sin =X¢sin MK + Y¢cos MK, а H¢cos =X¢cos MK – Y¢sin MK. (4.4)

Подставляя в полученные равенства значения X ¢ и Y¢ из уравнений Пуассона (4.1), найдём:

H¢sin =[(1+a)X + bY + cZ + P] sin MK + [(1+e)Y + dX + fZ +Q] cos MK,


H¢cos =[(1+a)X + bY + cZ + P] cos MK – [(1 + e)Y +dX + fZ = Q] sin MK.

В последних равенствах учтём, что

Х=Н cosMK, Y= - H sinMK. (4.6) Тогда получим:

(4.7)

Раскрывая квадратные скобки равенств (4.7), найдём:

(4.8)

Группируя члены по гармоникам, будем иметь:

(4.9)

(4.9)

Обозначим и поделим левые и правые части равенств (4.9) на . В результате получим:

(4.10)

Введём следующие обозначения:

и подставим их в равенства (4.10). В результате будем иметь:

Поделив первое равенство (4.12) на второе, получим искомое выражение для тангенса девиации магнитного компаса:

Это выражение получило название формулы Арчибальда Смита по имени английского учёного Х1Х века. Оно определяет зависимость девиации МК от параметров А¢…E¢ и магнитных курсов судна. Параметры A¢…E¢ получили название коэффициентов девиации.

На практике чаще представляют девиацию МК в функции компасных курсов судна . Для того чтобы получить указанное выражение умножим равенство (4.13) на его знаменатель. В результате будем иметь:

Раскрывая скобки и перенося все члены кроме первого в правую часть равенства, найдём:

Учитывая, что КК=МК - , а 2МК-δ = 2КК+ , окончательно получим выражение для синуса девиации магнитного компаса как функцию компасных курсов судна:

Важно!
Таким образом, определены выражения, характеризующие закон изменения девиации МК и позволяющие дать её численную оценку в различных условиях плавания. Большее распространение для решения указанной задачи получило равенство (4.16). Однако, какое бы равенство не использовалось при выполнении оценок, следует иметь в виду (см. соотношения 4.11), что коэффициенты девиации А¢,D¢ и E¢ практически не зависят от места судна, а коэффициенты B¢ и C¢ изменяются с изменением широты места судна, так как от указанного параметра зависит горизонтальная составляющая Н напряжённости магнитного поля Земли. Из тех же выражений видно, что коэффициенты девиации не зависят от курса судна.

Девиация – явление отклонения стрелки магнитного компаса от магнитного меридиана под действием магнитного поля судна

Компасный меридиан – вертикальная плоскость, в которой устанавливается стрелка магнитного компаса на судне

Девиация магнитного компаса – угол между магнитным и компасным меридианами

Девиация измеряется в полукруговой системе счета. Если компасный меридиан отклонён к востоку от магнитного меридиана, то девиацию считают положительной. Если компасный меридиан отклонён к западу от магнитного меридиана, то девиацию считают отрицательной

Девиация магнитного компаса зависит от курса судна. Если изменить курс, то измениться магнитное поле судна и воздействие его на стрелку магнитного компаса

Девиация изменяется от широты района плавания. Девиация магнитного компаса в одном и на том же курсе, но в разных широтах, будет различна

Для обеспечения надёжных и точных показаний магнитного компаса необходимо принимать меры по уничтожению девиации. Принцип уничтожения девиации заключается в искусственном создании вблизи компаса магнитных полей, равных, но противоположных по знаку полям, образуемым судовым железом.

Влияние жидкого груза на остойчивость

Остойчивостью называется способность судна, получившего наклонение под действием внешних сил на некоторый угол, возвращаться в исходное прямое положение после прекращения действия сил. На судах всегда имеется жидкий груз (балластная вода, топливо, пресная вода различного назначения и т.д.), а на наливных судах - штатный перевозимый груз. Если жидкий груз полностью заполняет отведенный ему объем (цистерну, танк), то при наклонениях судна он будет вести себя как твердый неперемещающийся груз. Влияние такого груза на остойчивость аналогично влиянию, которое оказывает на остойчивость закрепленный твердый груз.

Если ёмкости имеют свободную поверхность (заполнены не полностью), то при наклонении судна изменится форма объема жидкости в цистерне, а это отражается на посадке и остойчивости судна. С точки зрения влияния на остойчивость, жидкий груз со свободной поверхностью подобен подвешенному грузу, точка подвеса которого расположена в метацентре, а длина подвеса равна метацентрическому радиусу.

Поправка Δh к метацентрической высоте, учитывающая влияние свободной поверхности жидкости, будет: Δh = -(P × ρ ж) / D (P = ρ ж × V ж - масса жидкости в цистерне; V ж - объем, занимаемый жидкостью; ρ ж - плотность жидкости).



Значение метацентрического радиуса для этого случая: r ж = i x / V ж (i x - момент инерции свободной поверхности жидкости относительно продольной оси, проходящей через Ц.Т. площади этой поверхности). => Δh = -(ρ ж /ρ) × (i x / V)

Основное влияние на Δh оказывает величина i x , зависящая от формы и размеров свободной поверхности. При большой площади свободной поверхности момент инерции i x , а, следовательно, и поправка Δh будут столь велики, что поперечная метацентрическая высота окажется недостаточной и может стать даже отрицательной.

Рекомендации по устранению или уменьшению отрицательного влияния свободной поверхности жидкого груза на остойчивость судна:при приеме жидкого груза необходимо стремиться к тому, чтобы цистерны или отсеки были заполненные на 95 % и более; расходовать рейсовые запасы следует сначала из верхних емкостей, а затем - из нижних по очереди; при балластировке нельзя принимать забортную воду сразу в несколько балластных цистерн; во время рейса следует избегать приема забортной воды в балластные танки и ее удаление из них; балластировку нужно производить в порту или на базе – убежище.

Дать характеристику ходовых огней судна с механическим двигателем длиной 50 метров и более

Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

1. топовый огонь впереди;

2. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

3. бортовые огни;

4. кормовой огонь.

Таблица девиации магнитного компаса

Таблица девиации показывает зависимость величины остаточной девиации магнитного компаса от компасных курсов. Составляется она после проведения уничтожения девиации девиатором (специалистом службы девиации порта). Таблица действует сроком до 12 месяцев. В исключительных случаях капитан судна может продлить срок действия данной таблицы своей подписью на 3 месяца. Таблица может быть выполнена в двух вариантах – компасные курсы задаются с шагом 10 или 15 градусов. Аргументом для входа в таблицу служит компасный курс. Если компасный курс не задан, то допускается в качестве аргумента использование магнитного курса.

На всех морских судах устанавливаются магнитные компасы. Основное достоинство - их высокая степень автономности и надёжность при простоте устройства. Главный недостаток - невысокая точность определения направлений. Источниками погрешностей являются: неточное знание магнитного склонения, девиации, инерционность и недостаточная чувствительность системы магнитных стрелок к магнитному полю Земли. Особенно погрешности возрастают при качке.

Обычно на судне устанавливаются два магнитных компаса - главный (ГМК) для определения места судна и путевой (ПМК) - для управления судном. ГМК устанавливается в ДП обычно на верхнем мостике в месте наилучшей защищенности от воздействия судового магнитного поля, ПМК устанавливается в рулевой рубке. Часто вместо двух магнитных компасов на судне устанавливается один компас на верхнем мостике, но имеющий оптическую передачу показаний в рулевую рубку.

Надёжность определения направлений по магнитному компасу во многом зависит от точности знания его девиации.

Большая девиация приводит к тому, что магнитный компас перестаёт реагировать на магнитное поле Земли и по сути уже не является курсоуказателем. Поэтому девиация магнитного компаса должна компенсироваться путём создания искусственного магнитного поля. Этот процесс называется уничтожением девиации . При нормальных условиях плавания уничтожение девиации магнитного компаса производится не реже одного раза в год специальными способами, изучаемыми в курсе девиации. Девиация, оставшаяся после уничтожения, называется остаточной девиацией ; она должна определяться судоводителями и не должна быть больше 3° у главного и 5° у путевого компаса. Определение остаточной девиации должно производиться:

1) после каждого уничтожения девиации,

2) после ремонта, докования, размагничивания судна;

3) после погрузки и выгрузки грузов, изменяющих магнитное поле судна;

4) при значительном изменении магнитной широты;

5) при расхождении фактической девиации с табличной более чем на 2°.

Сущность определения остаточной девиации заключается в сравнении измеренного компасного пеленга с известным магнитным пеленгом того же ориентира:

Так как девиация зависит от курса судна, то её определяют на 8 равноотстоящих главных и четвертных компасных курсах. После чего для каждого магнитного компаса рассчитывается своя таблица девиации через 10° компасного курса. Пример таблицы остаточной девиации показан в табл. 1.2.


Таблица 1.2.

КК d КК d КК d КК d
+2,3° 100° -3,3° 190° -0,7° 280° +4,5°
+1,7 -3,7 +03 +4,3
+1,3 -4,0 +1,3 +4,0
+1,0 -4,3 +2,0 +3,7
+0,5 -4,0 +2,7 +3,5
-3,7 +3,5 +3,0
-0,7 -3,3 +4,0 +2,7
-1,5 -2,5 +4,3 +2,5
-2,0 -1,7 +4,5 +2,3
-2,7

Определение остаточной девиации производится двумя наблюдателями. Необходимо иметь в виду, что после каждого поворота картушка магнитного компаса приходит в меридиан через 3-5 минут и поэтому использовать компас в это время нельзя.

Рассмотрим основные методы определения остаточной девиации.

1. По створу (рис. 1.26).

Это наиболее точный метод. В некоторых портах есть даже специальные девиационные створы. Судно пересекает створ каждым из 8 главных и четвертных компасных курсов и в момент пересечения створа судоводитель измеряет компасный пеленг этого створа. Магнитный пеленг рассчитывается по формуле (1.17) МП=ИП-d. ИП снимается с карты, d также определяется по карте и приводится к году плавания.



Похожие статьи
  • Сколько калорий в пирожке с капустой

    Все мы любим пирожки. У многих пирожки – это воспоминания о детстве, о субботнем утре, о деревне; бабушкины пирожки для многих всегда останутся самыми вкусными и ароматными. И нередко на диете бывает легче перенести отсутствие десерта, чем запрет...

    Насосные станции
  • Афанасий фет В каком веке родился фет

    Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял...

    Нормы и правила
  • Сонник: к чему снится Ругаться

    Ругаться по соннику эзотерика Е.Цветкова Ругаться – Браниться с кем-то – досада; слышать ругань – официальная церемония; с женой, мужем – см. Жена, муж.Ругаться – Досада. Сонник Странника (Терентия Смирнова) Толкование Ругались из вашего сна...

    Проектирование