Дни инноваций министерства обороны российской федерации. Дни инноваций министерства обороны российской федерации И прекрасных моделей

04.10.2020

Китайский ударный вертолет WZ-10 построен по российскому проекту 941, разработанному в 1995 году, пишет Lenta.ru . Об этом заявил главный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев на выставке Heli-Expo, проходящей в Лас-Вегасе с 4 по 7 марта.

По его словам, проектирование вертолета велось по заказу правительства Китая в соответствии с требованиями к летательному аппарату массой 6 тонн. «По понятным причинам, эта информация держалась в секрете» , ─ отметил Сергей Михеев.

В основу проекта 941 лег проект другого ударного вертолета, разрабатывавшегося для Вооруженных сил СССР. Проектирование вертолета 941, по словам Сергея Михеева, велось исключительно в соответствии с требованиями Китая по массе и летным характеристикам аппарата. Участие российской стороны в создании WZ-10 было ограничено только проектированием машины. Летные прототипы для испытаний и серийные машины Китай строил уже самостоятельно, равно как и производил доработку проекта.

«Я желаю удачи этому вертолету» , ─ заявил Сергей Михеев, отказавшись назвать технические характеристики машины. Ранее китайская компания CAIC заявляла, что WZ-10 является первым ударным вертолетом китайской разработки.

Другие источники излагают эту информацию несколько по-другому.

По словам Михеева, в 1995 году по заказу китайского правительства был создан эскизный проект вертолета в 6-тонном классе, который не был основан на каких-либо советских ударных вертолетах и выполнен строго под предоставленные китайской стороной уникальные требования. После завершения работ и испытания дизайна, проект был передан заказчику, на этом контракт был завершен и "Камов" в дальнейшем развитии работ по вертолету Z-10 не участвовал. Впоследствии, как говорит Михеев, к чести страны, китайские конструкторы сами провели остальные опытно-конструкторские работы, включая создание летных прототипов и запуск их в серийное производство. Далее Михеев пожелал успеха вертолету, а что касается вопросов о характеристиках вертолета, то сказал, что этот вопрос надо задавать китайцам, так как он знает то, что сам делал.

Лет пятнадцать назад в отделе общих видов ОАО «Камов», тогда еще вполне самостоятельного, хоть и небогатого предприятия, я увидел модель ударного вертолета, чем-то напоминавшего итальянскую «Мангусту» или южноафриканский «Руиволк». Несмотря на фирменный логотип, стиль был явно не «камовский». Тандемная кабина, схема с рулевым винтом, явно небольшие габариты. Из последовавших далее объяснений начальника отдела Сергея Носова стало ясно, что какое-то время назад конструкторский коллектив выполнил задание отечественных спецэкспортеров и спроектировал по китайскому заказу вот такую машину.

Позднее, в достаточно солидных источниках, повествовавших о прогрессе вертолетостроения в КНР, не раз попадалось упоминание о вертолете Z -10 («Чжи-10») . Версии строились разные. Авторство приписывалось «Augusta-Westland», «Eurocopter», национальному китайскому гению.

И вот в марте 2013 года, в ходе «русского часа» на вертолетной выставке в Лас-Вегасе Генеральный конструктор ОАО «Камов» С.В. Михеев неожиданно для многочисленных собравшихся специалистов и журналистов показал слайды с изображениями внешнего вида Z-10, подписью «Проект 941 » и собственным автографом, датированным 1996 г. Новость немедленно облетела Земной шар. В Россию она пришла с запозданием, как обычно в форме перевода из английского журнала и кучей комментариев «знатоков» и «экспертов».

Итак, что же произошло в начале 1990-х годов? Многие до сих пор помнят экономическую ситуацию, сложившуюся в стране после начала гайдаровской «шоковой терапии». Особенно болезненно реформа ударила по оборонному комплексу. Тогда уже позабытый ныне Шумейко заявлял, что своего оружия нам и не надо. Все, что потребно для армии, можно, мол, купить на Западе за нефть и газ. Бюджетные поступления практически прекратились. Армия и флот перестали заказывать авиационную технику. Задержка по зарплате на предприятиях оборонки доходила до нескольких месяцев, высококлассные специалисты были вынуждены уходить в «челноки», чтобы прокормить себя и свои семьи. И именно работа по китайскому контракту в тот период обеспечила камовцам регулярную, подчеркиваю – регулярную , выплату зарплаты. В конечном итоге это позволило камовцам не просто пережить «смутное время», но и сохранить коллектив и продолжить работы по текущим темам.

Сегодня, в период радикального увеличения затрат на возрождение оборонно-промышленного комплекса, сложно представить, каких усилий стоило Генеральному конструктору С.В. Михееву, тогда одновременно продолжавшему быть и Генеральным директором фирмы, находить источники финансирования для сохранения и КБ, и опытного завода и, главное, коллектива. Вновь отвлекаясь от рассказа о китайском проекте, отмечу, что в те трудные годы камовцами было продолжено и успешно завершено проектирование вертолета радиолокационного дозора Ка-31, разработаны ударный Ка-52, легкий многоцелевой Ка-226, беспилотный Ка-37. Одновременно шла титаническая работа по устранению замечаний первого в мире одноместного ударного вертолета Ка-50, завершившаяся принятием в 1994 г. этой машины на вооружение. Многие идеи не нашли в тот момент своей реализации в Отечестве. Например, беспилотник Ка-37 с середины 1990-х гг. производят в Южной Корее (выделено ред. «Отваги» ).

Следует отдать должное и представителям российских экспортеров, помогавших фирме искать заказы. Впрочем, они работали не за простой интерес. Но, так или иначе, а фирма «Камов» и КумАПП получили ряд контрактов на поставку Ка-32А, который в модификации Ка-32А11ВС был сертифицирован в Канаде, Ка-32А12 – в Швейцарии. Этими машинами пополнились и различные госструктуры Южной Кореи.

Однако этих договоров было недостаточно, чтобы обеспечить динамичное развитие конструкторского коллектива. Нужны были заказы на проектирование новой техники. Министерство обороны России, само находившееся на грани выживания, занималось только попытками сохранения боеготовности. Позднее началась контртеррористическая операция в Чечне, стремительно поглощавшая ресурсы и внимание.

В этот момент и возник китайский заказ. Когда-нибудь станут известны имена тех людей, которые смогли убедить китайскую авиастроительную корпорацию AVIC в целесообразности заказать разработку аванпроекта новой машины у русских. Но к 1994 г. идея достаточно быстро стала обрастать «мясом». Китайские товарищи подошли к процессу очень ответственно. Переговорный процесс длился недолго и завершился подписанием Договора о выполнении фирмой «Камов» аванпроекта по техническому заданию, которое предоставит Китайский вертолетный научно-исследовательский институт (CHRDI), как обозначалось в документе это подразделение AVIC.

Исходные данные для выполнения работ были получены камовцами 12 июня 1995 г. Это был достаточно увесистый том, выполненный на русском языке, со схемами, рисунками и таблицами. Китайцы желали получить ударный вертолет с тандемной компоновкой кабины, выполненный по схеме с рулевым винтом. В качестве силовой установки задавался некий газотурбинный двигатель, о котором были известны только мощность, расход топлива, масса и габаритный чертеж. В качестве основного вооружения предполагалась 23-мм пушка АМ-23, ПТУР «Тип 90-1», подвесные гондолы с 12,7-мм пулеметами и блоки НАР. Требования были достаточно подробные. В частности, определялись углы обзора пилота и оператора, наличие противооблединительной системы, конструктивной защиты экипажа, комплекса бортовой обороны, прицела с индикацией на лобовом стекле и т.д. Состав оборудования занимал несколько листов. Для части блоков давались габариты и веса. БРЭО следовало выполнить по открытой архитектуре в соответствии со стандартом MIL STD 1553В. Все эти пожелания, включая, например, обеспечение бронезащиты пилота, необходимо было выполнить.

Генеральный сформировал коллектив из наиболее опытных сотрудников, способных в короткое время, не прекращая работ по боевым машинам для российских Вооруженных Сил и другим важным государственным темам, качественно выполнить аванпроект.

Непосредственное руководство группой по разработке «Проекта 941» С.В. Михеев возложил на В. Дорина, тогда возглавлявшего Отдел Технических Проектов (подразделение КБ, занимавшееся разработкой новой техники). В состав рабочей группы вошли Э. Петросян – ведущий аэродинамик фирмы, В. Квоков, непосредственно рассчитывавший аэродинамические параметры вертолета, А. Пирогов, руководитель весовой бригады и отвечавший потому за веса и центровку машины, начальник отдела силовых установок В. Демьянов, выполнявший работы по силовой установке, В. Колмаков, занимавшийся трансмиссией. Увязку бортового комплекса оборудования проводила А. Макагон. Разработкой общей компоновки, силовой схемы, внешних обводов фюзеляжа и взаимной увязкой руководил С. Носов. Техническое оформление документации осуществляла Л. Васильева. По мере необходимости к работе привлекались и другие ведущие специалисты предприятия (по прочности, вооружению, системам вертолета и т.д). К сожалению, доброй половины участников того исторического проекта уже нет в живых.

В этой работе, так или иначе, был задействован едва ли не вся фирма «Камов», но основная нагрузка выпала на вышеназванную рабочую группу. Этим небольшим коллективом был выполнен колоссальный объем работы. Проект был разбит на несколько этапов, каждый из которых необходимо было выполнить в определенный срок и защитить перед Заказчиком, чтобы получить соответствующую долю от общего объема финансирования. А деньги нужны были непрерывно. Банки требовали грабительские проценты, средства из бюджета практически не поступали, в Кумертау не жаждали отчислять роялти за сданные корейцам Ка-32 фирме-разработчику, полагая, видимо, что «прихватизация» касается всех, а кто не успел, тот – опоздал. Надо сказать, что на защите каждого этапа китайцы формулировали многочисленные вопросы, которые достаточно оперативно переводились на русский язык.

Кстати, о переводе. Именно скорость перевода и его достаточно высокое качество (естественно не без ошибок, подчас смешных) показывает серьезное отношение Пекина к этому проекту. Авиационный перевод вообще штука хитрая и подвластная немногим. А тут нашли специалистов, которые даже знали, что русские любят склонять любые аббревиатуры. Например, в ТЗ так и стояло по-русски «вес ИЛСа», т.е. индикатора на лобовом стекле. Спустя 10 лет, лично участвуя в переговорах с представителями китайской авиапромышленности, я мучился вместе с тамошним переводчиком, подбирая термины хотя бы на английском… А тогда работу переводчиков можно оценить на пять баллов.

Наконец, 11 января 1996 г. Генеральный поставил заключительный автограф на чертеже общего вида проекта 941. Материалы, в том числе, например, компоновка, результаты продувки модели в аэродинамической трубе ЦАГИ были сброшюрованы и переданы через отечественных спецэкспортеров Заказчику. Защита финальной части аванпроекта состоялась в КНР. Работу приехал принимать лично генеральный директор CHDRI У Фа Лин, который, по мнению камовцев, был скорее авиационным генералом, чем техническим специалистом. На слушании порой возникали и смешные моменты. Например, камовских специалистов Александра Пирогова и Сергея Носова китайский переводчик довел почти до инфаркта, упорно объясняя, что китайские специалисты требуют показать, где «кепочка на пушке». Неимоверными усилиями удалось выяснить, что речь шла о дульном тормозе.

Потом была поездка на юг КНР, в район Фунь Чень, где и планировалось производить вертолеты. Были беседы с местными специалистами и с главным конструктором CHDRI, которому предстояло из аванпроекта сделать конструкторскую и технологическую документацию. Речь тогда шла и о постройке полномасштабного макета вертолета. По завершении совместных работ каждому ответственному работнику AVIC вручили по модели «Проекта 941». И все осталось у камовцев позади.

Как сказал С.В. Михеев в интервью иностранным журналистам в марте 2013 г., дальнейшие работы CHDRI вел самостоятельно, без участия фирмы «Камов». Но влияние аванпроекта, выполненного камовцами, оказалось просто огромным. Похоже, руководители AVIC последовали примеру И.В. Сталина, сказавшего А.Н. Туполеву по поводу возможных «улучшений» при копировании американского В-29: «Лучше не надо. Сделайте такой же в точности». По крайней мере, с точки зрения внешнего вида китайцы ни на шаг не отступили от дизайна С.В. Носова, одобренного Генеральным. Как утверждает сам Сергей Викторович, с точностью повторены даже те элементы внешнего облика, которые он сам теперь считает не вполне функционально оправданными. Но в результате этого кропотливого следования камовскому аванпроекту китайцы все же запустили в серию ударный вертолет, авторские права на который, по крайней мере, юридически принадлежат им.

Тема «941» могла иметь продолжение. Китайцы очень хотели получить технологию производства композитных лопастей, которую на «Камове» освоили еще в 1963 г. По крайней мере, в договор в качестве опциона такое пожелание CHDRI записали. Почувствовав вкус к переговорному процессу, в ходе которого Генеральному уже удалось увеличить объем финансирования аванпроекта уже чуть ли не в 10 раз, С.В. Михеев решил «раскрутить» партнеров на дополнительные инвестиции, которые можно было бы использовать для ведения ОКР в собственных интересах. Тогда по цене не договорились. В целом, проиграли обе стороны. Китайцы решили обратиться к французам, затратив еще миллионы и годы на получение и освоение этих технологий. Камовцы же, передав «ноу-хау» ничего не теряли, поскольку прогресс не стоял на месте и лопасти на Ка-50 делались уже по-другому…

Эта история лишь очередное подтверждение известного тезиса об отсутствии в России собственных пророков. По мнению топ-менеджеров нынешних вертикально-интегрированных холдингов, российские конструкторы не способны создать инновационные продукты. Наш удел, дескать, следовать заветам «Агусты-Вестланд» (кстати, самостоятельно разработавшей считанное число машин, и известной скорее агрессивной скупкой британских и польских активов, да раздачей взяток). Они, итальянцы, нас научат…

Честно говоря, можно только радоваться за Китай, где «в ЦК (КПК) не дураки сидят» и где точно знают, кто может действительно создать оригинальный проект. Остается надеяться, что российские конструкторы, которых менеджеры полагают лишними в «пищевой цепи поедания госбюджета», не останутся безработными, ну хотя бы за счет КНР или Индии.

Небольшой фотообзор вертолета «Чжи-10» (Z-10) НОАК

(по материалам общедоступных интернет-источников)


До недавнего времени была армейская авиация. Сегодня же она не только развивается по многочисленным направлениям, но и имеется декларация по ее преобразованию в главную ударную силу из средств поддержки Сухопутных войск. Ярким примером подобного преобразования стало создание и внедрение в войска новейшего ударного вертолета Caic WZ 10. Буквы WZ означают Wuzhuang Zhishengji, которые буквально означают «вооружённый вертолет».

История создания вертолета WZ-10

Caic wz 10 – китайский ударный вертолет, который принят на вооружение армии Китая в феврале 2011 года. Официальная версия Китая гласит, что caic wz 10 – это собственная разработка, однако вертолет разрабатывался с участием российских специалистов. Ударный вертолет wz 10 был построен по проекту 941, который был разработан в 1995 году России.

Проектирование вертолета осуществлялось в КБ «Камов» по заказу правительства КНР в соответствии с требованиями, по которым летательный аппарат должен иметь массу шесть тонн, а также другие летные характеристики. Участие российских специалистов в создании WZ-10 ограничивалось лишь проектированием машины. Китай самостоятельно строил все летные прототипы для проведения испытаний, а также серийные машины. Специалисты из поднебесной сами производили доработку проекта.

Первый полет вертолета осуществился в 2003 году. Производство началось с 2010 года, а на вооружение НОАК WZ-10 поступил в феврале 2011 года.

Технические характеристики вертолета WZ-10

Вертолет Caic WZ 10 имеет следующие технические характеристики:

  • Экипаж составляют 2 человека: оператор вооружения и пилот.
  • Длина фюзеляжа составляет 14,5 м.
  • Диаметр несущего винта составляет 13 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 5540 кг.
  • Масса снаряженного вертолета составляет 7000 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 8000 кг.
  • Силовая установка состоит из 2-х турбовальных двигателей Zhuzhou WZ-9.
  • Мощность двигателей составляет 2×1285 л. с.
  • Максимальная скорость составляет 300+ км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 270+ км/ч.
  • Практический потолок составляет 6400 м.

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное вооружение включает 1×23-мм пушку.
  • 4 точки подвески.
  • Управляемые ракеты:
    • неуправляемые ракеты включают 4 блока калибра 90-мм или 57-мм;
    • ракеты «воздух-воздух» включают TY-90;
    • ракеты «воздух-земля» включают до 8×ПТУР HJ-10 «Красная стрела».

Особенности конструкции вертолета WZ-10

  1. Вертолет создан по классической одновинтовой схеме с хвостовой опорой и убираемым трехопорным шасси. Узкий фюзеляж, который трапециевиден в сечении, выполнен с применением композитных материалов, а также оснащен коротким крылом.
  2. Экипаж располагается тандемно. Остекление и кабина вертолета бронированы. Для безопасности во время аварийной посадки шасси выполнено энергопоглощающим и неубираемым. Бортовое оборудование пилотов выполняет принцип стеклянной кабины, для чего установлены большие МФИ. Кресла членов экипажа и фюзеляж выполнены с учетом возможности относительно грубой аварийной посадки.
  3. Caic WZ 10 оснащен 2 турбовальными двигателями. Используются меры по снижению ИК заметности. Лопасти сделаны из композитных материалов, а несущий винт состоит из 4-х лопастей.
  4. Система управления вертолета — электро-дистанционная.
  5. Корпус WZ-10 сделан по технологии стелс.
  6. Вооружение вертолета включает ОПС, который размещен в носовой части, а также управляемую поворотную пушку калибра 23-мм. Крепление управляемых ракет осуществляется на 4 точках подвесках крыльев.

В 2012 году случился «Двигательный» скандал. Власти США оштрафовали корпорацию United Technologies, относящуюся к одной из крупнейших финансово-промышленных групп Америки, на $75 миллионов за поставки двигателей Китаю нелегально. Двигатели предназначались для вертолетов WZ-10. Производством двигателей занималась компания из Америки Pratt & Whitney, дочка United Technologies. Она долгие годы продавала двигатели в Китай для пассажирских и гражданских транспортных вертолетов.

Двигатели, которые поставлялись для WZ-10, отличались от гражданских версий только программным обеспечением. В результате Китаю пришлось отказаться от двигателей PT6C-76C, которые стояли на первых прототипах. На серийные машины стали ставить менее мощные двигатели WZ-9, произведенные в Китае.

Китай долгое время утверждал, что Caic WZ 10 – это полностью китайская разработка. Однако в 2013 году Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов», на выставке Heli-Expo сообщил, что вертолет был создан на базе эскизного проекта «941» и эта информация довольно долго держалась в секрете.

Видео о китайском вертолете WZ-10

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


ОАО «КАМОВ»
JSC «KAMOV»

06.05.2014


Конструкторское бюро Камова (КБ Камова) принимало участие в создании нового китайского вертолета WZ-10. Об этом сообщает журнал «Канва эйшн дифенс». Как отмечает издание, ранее между КБ Камова и КНР возник спор о принадлежности интеллектуальных прав на новый боевой вертолет WZ-10.
Представители российской компании настаивали на том, что винтокрылая машина была создана около 10 лет назад и в России носила обозначение «Проект 941», в то время как китайская сторона отрицала это и сообщала о том, что WZ-10 является собственной разработкой КНР.
Представитель КБ Камова сообщил журналу «Канва эйшн дифенс», что его конструкторское бюро внесло существенный вклад в развитие проекта по созданию вертолета, который впоследствии получил обозначение WZ-10.
«Ранее КБ Камова и китайская сторона создали совместную проектную группу и работали над «Проектом 941″ около 2,5 лет. Был создан каталог чертежей. Основные технические требования — масса и габариты — были выдвинуты китайской стороной. КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с этими параметрами», — сообщил представитель российской компании.

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ CHANGHE Z-10 (КИТАЙ)

06.08.2014


Всемирно известное конструкторское бюро «Камов» разработало макет беспилотного вертолета для разведки и наведения огня, объявил во вторник генеральный конструктор предприятия Сергей Михеев.
«Мы можем в течение года поднять машину в воздух, (но) пока что мы имеем только макет. Задачи выполнения целеуказания, ракетной наводки должны выполняться каким-то средством, в качестве которого мы предлагаем использовать беспилотник», — сказал Михеев в ходе выставки «Дня инноваций Минобороны».
По его словам, предприятие разрабатывает единый макет для массового производства и для всех родов войск, предполагаемая мощность двигателя — 450 лошадиных сил.
При этом беспилотник будет сделан из отечественных материалов и способен работать в разных широтах, включая арктические. Кроме того, макет предполагает несложную перевозку беспилотника транспортным вертолетом Ми-8.
«Он поднимается на высоту 7 километров, таким образом появляется возможность для разведки в корабельных условиях с любого корабля, до 400-500 километров вертолет может вести разведку», — добавил Михеев. РИА Новости


ДНИ ИННОВАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.06.2016


АО «Камов» выпустило годовой отчет за 2015 год. В нем отмечается, что приоритетными направлениями деятельности Общества в 2015 году являлись:
— завершение работ и вывод на рынок новых моделей вертолетов: в классах боевых – Ка-52К, легких – Ка-226Т, промежуточных – Ка-62 (получение сертификата типа, подготовка к серийному производству);
— развертывание работ по многовариантному перспективному вертолетному комплексу (МПВК) «Минога».
В соответствии с приказом АО «Вертолеты России» от 23.06.2014 г. № 52-УК Обществом выполнялись работы по проекту «Перебазирование АО «Камов» на территорию АО «МВЗ им. М.Л. Миля» (пос. Томилино Люберецкого района Московской области)». Общая сумма затраченных в 2015 году на проект средств составляет 64,8 млн. руб.С Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключен контракт на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка многоцелевого вертолета Ка-62», шифр «Ка-62/4», шифр «Ка-62/5», работы по проекту «Разработка многоцелевого вертолёта Ка-62» в рамках контрактов с Минпромторгом России на общую сумму 949,7 млн. руб. перенесены на 2016 год.
Работы по проекту Авангард [Ка-52] в рамках контракта с Министерством обороны РФ на общую сумму 813,4 млн. руб. перенесены на 2016 год.
Согласно одному из приложений к годовому отчету за 2015 год, Государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы шифр «Минога-ЭП» был заключен между ОАО «Камов» и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств) 28.11.2014 г. за № 14-4-51/1280/ЗК. Предположительная стоимость контракта — 178 752 075 рублей.
ВТС «БАСТИОН»


ОАО «КАМОВ»

В 1940 году на станции Ухтомская Казанской железной дороги организован опытный завод винтовых аппаратов №290. Директором и главным конструктором завода был назначен Н.И.Камов. Здесь был разработан автожир А-7 и выпущена войсковая серия. В октябре 1941 года завод эвакуирован в г. Билимбай Свердловской области и там в 1943 году расформирован.
История ОАО «Камов» начинается с основания в 1948 году конструкторского бюро, которое специализировалось на разработке вертолетов для военно-морского флота. 7 октября 1948 года в Москве было воссоздано вертолётное ОКБ-2 Н.И.Камова.

Бюро возглавил Николай Ильич Камов – талантливый конструктор и инженер, один из основателей российской школы вертолетостроения. Визитной карточкой вертолетов ОКБ им. Н.И. Камова стала соосная схема несущих винтов, обеспечивающая высокую маневренность и хорошую управляемость при малых габаритах техники.
Первой разработкой КБ стал корабельный вертолёт Ка-10 (1949). В 1951 году конструкторское бюро было переименовано в ОКБ-4 и переведено в Тушино. В 1954 году предприятие перебазировано на старую территорию на ст. Ухтомская, где были продолжены разработки и опытное строительство вертолётов. Кроме вертолётов ОКБ разрабатывало аэросани («Север-2», Ка-30).

С 1967 года предприятие носит наименование Ухтомский вертолётный завод. После смерти Н.И.Камова в 1974 году заводу присвоено его имя. ОКБ возглавил С.В.Михеев. В 1982 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Компания «Камов» занимается разработкой вертолетной техники, созданием опытных образцов и их испытаниями. КБ обладает уникальным опытом разработки военных и коммерческих вертолетов с соосной схемой несущих винтов.
К наиболее значимым моделям вертолетов разработки конструкторского бюро «Камов» для военно-морского флота относятся вертолеты типа Ка-27, на основе которых было создано большое количество модификаций. Уникальный опыт проектирования военно-морских вертолетов позволил наладить эффективную разработку гражданской вертолетной техники. На основе Ка-27ПС был разработан современный многоцелевой вертолет Ка-32A11BC, который применяется в качестве противопожарного вертолета, используется при проведении медико-эвакуационных, поисково-спасательных операций, применяется при выполнении высокоточных строительно-монтажных работ.
Одна из ключевых моделей в гражданском сегменте – легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, который соответствует самым современным требованиям по экологичности и топливной эффективности.
В настоящее время компания «Камов» занимается разработкой среднего гражданского многоцелевого вертолета Ка-62. Проект реализуется в тесной международной кооперации с крупными европейскими компаниями.
Конструкторское бюро также разрабатывает боевые вертолеты с соосной схемой расположения винтов. Первым вертолетом в этом семействе стал Ка-50 «Черная акула», на платформе которого был создан новый разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор», поставляемый в ВВС России. Сегодня на основе Ка-52 создается также военно-морская модификация – вертолет – Ка-52К предназначенный для корабельного базирования.
За свою 75-летнюю историю КБ «Камов» создало уникальную исследовательскую школу, сформировав научно-технический потенциал по созданию вертолетов различных аэродинамических схем. На сегодняшний день компания является единственным в мире разработчиком серийных вертолетов с соосной схемой несущих винтов.

ПРОДУКЦИЯ
Сегодня компания «КАМОВ» - это современное развивающееся предприятие, обеспечивающее проектирование вертолетов, их создание, летные испытания, а также серийное производство. Модельный ряд вертолетов разработки фирмы «КАМОВ» можно разделить на три основных направления развития.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
объединяет серийно выпускаемые боевые и корабельные вертолетные комплексы для повышения боевой эффективности кораблей ВМФ, включающее:
Ка-27 тяжеловооруженный вертолет в противолодочном и поисково- спасательном вариантах;
Ка-28 экспортный вариант, созданный на базе Ка-27;
Ка-31 вертолет раннего обнаружения одна из последних разработок фирмы КАМОВ в области вертолетов, разведки и наблюдения. Его использование в качестве мобильного корабельного разведывательно-информационного комплекса значительно повышает эффективность боевых операций кораблей ВМФ.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
объединяет боевые вертолетные комплексы для повышения боевой эффективности сухопутных войск, включающее:
Ка-50 Черная акула одноместный серийный боевой вертолет;
Ка-52 Аллигатор всепогодный двухместный боевой вертолет следующего поколения, оснащенный
Ка-60 Касатка тактический транспортно-десантный вертолет. Предназначен для выполнения специальных задач в интересах армейской авиации и командования Сухопутных сил.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ
объединяет гражданские вертолеты для экстремальной эксплуатации, включающее:
Ка-32А11ВС многоцелевой вертолет средней размерности, массой 11 тонн и грузоподъемностью до 5 тонн. Незаменимый пожарный, спасатель, строитель и заготовщик ценных пород древесины. Производится серийно.
Ка-226 серийно выпускаемый легкий, многоцелевой вертолет и его дальнейшая модификация Ка-226Т. Оба вертолета предназначены для пере- возки пассажиров (до 8 чел.) или транспортировки грузов на внешней подвеске (от 1,3 до 1,6 тонн). Применяя быстросъемные унифицированные модули, оснащенные различного рода специальным оборудованием, вертолеты могут быть использованы в пассажирской, транспортной, поисково-спасательной, патрульной и VIP конфигурациях.
Ка-62 средний, многоцелевой вертолет нового поколения. Предназначен для осуществления регулярных коммерческих перевозок пассажиров (до 14 чел.), компактных грузов внутри кабины (до 2 тонн) и на внешней подвеске (до 2,7 тонн) в расширяющейся оффшорной зоне посадкой на нефтяные платформы.
Ка-92 высокоскоростной вертолет нового поколения жесткими со-осными винтами, предназначен для обеспечения регулярных коммерческих перевозок пассажиров в комфортных условиях (до 30 чел.), на дальность до 1400 км.

ИСТОРИЯ
Опытное конструкторское бюро — 2 (ОКБ-2), возглавленное Николаем Ильичом Камовым, было создано 7 октября 1948 года. В дальнейшем ОКБ-2 было переименовано в Ухтомский вертолетный завод (УВЗ) и в 1974 году ему было присвоено имя его главного конструктора — Н.И. Камова. С 13 февраля 1991 года УВЗ им. Н.И.Камова присваивается наименование: Вертолетный научно-технический комплекс (ВНТК) имени Н.И. Камова, а с июня 1996 года — ОАО «Камов». В 2008 году ОАО «Камов» вошло в холдинг «Вертолеты России».
Важнейшим этапом в становлении ОКБ и корабельной авиации флота стал первый отечественный специально спроектированный боевой вертолет Ка-25 (1961 год). Он предназначен для уничтожения атомных подводных лодок. Для успешного решения боевых задач на море и обеспечения полетов над без-ориентированной водной поверхностью на Ка-25 впервые в мире была установлена радиолокационная станция кругового обзора. Ка-25 отслужил на флоте около 30 лет.
Боевой корабельный вертолет следующего поколения — Ка-27. Эффективность противолодочной обороны кораблей ВМФ с появлением Ка-27 значительно повысилась. На базе Ка-27 в интересах ВМФ построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный Ка-27ПС, противолодочный Ка-28 (экспортный вариант), для высадки морского десанта и его огневой поддержки Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, которому нет аналогов в мире.
Вертолет-разведчик Ка-31 предназначен для выявления на дальних рубежах самолетов и крылатых ракет, а также надводных кораблей. При помощи мощной РЛС кругового обзора (размах антенны 6 м) он берет на автосопровождение 50 целей. Информация о целях в автоматическом режиме по теле-кодовому каналу связи передается на наземные и корабельные пункты управления.
С начала 80-х годов военная тематика фирмы расширилась за счет работ над боевыми винтокрылыми штурмовиками для армейской авиации: одноместного ударного Ка-50 «Черная акула» и его модификации — двухместного многофункционального всепогодного вертолета круглосуточного действия Ка-52 «Аллигатор». Эти машины объединяет совершенная винтокрылая авиационная платформа для размещения и эффективного применения мощного и высокоточного ракетного и стрелково-пушечного оружия.
По заданию МО РФ построен армейский скоростной многоцелевой вертолет Ка-60, способный перевозить 12 полностью экипированных десантников, транспортные грузы, эвакуировать раненых и пострадавших. Впервые в отечественной практике конструкция планера Ка-60 на 60% по массе выполнена из полимерных композиционных материалов, более стойких к последствиям боевых повреждений.
Одним из важнейших направлений деятельности ОКБ является создание высокоэффективных вертолетов гражданского назначения. Широкое применение в России и в мире получил многоцелевой вертолет Ка-32. Высокий уровень летно-технических характеристик машины, большая грузоподъемность (5т) при сравнительно небольшой взлетной массе (11т) и высокий уровень автоматизации полета обеспечили ему значительные преимущества при выполнении строительных и монтажных работ, транспортных и спасательных операций. Ка-32 — единственный отечественный вертолет, сертифицированный по американским нормам летной годности.
Новая разработка фирмы — многофункциональный вертолет Ка-226. Его отличает оригинальная конструкция — грузопассажирская кабина является легко-съемной, что значительно повышает эффективность его эксплуатации. Низкий уровень шума и силовая установка из двух двигателей позволяют эксплуатировать вертолет в крупных мегаполисах для решения задач самого широкого спектра.
Творческим коллективом ученых и конструкторов фирмы разработан комфортабельный пассажирский скоростной вертолет Ка-62 с высокой транспортной производительностью и топливной эффективностью.
Новое направление работ ОКБ связано с созданием беспилотных вертолетов. Совместно с НИИ разрабатывается концепция их применения, типаж и облик для различных видов войск и гражданских эксплуатантов.
За свою 63-летнюю историю КБ Камова создало уникальную исследовательскую школу, сформировав научно-технический потенциал по созданию вертолетов всех известных аэродинамических схем.
ОАО «Камов» сегодня — это современное предприятие, на котором работают авиационные специалисты высокой квалификации в области создания вертолетной техники.

Премьера китайского оборонно-промышленного комплекса — боевой вертолет Z-10 — оказался российской разработкой. О секретном контракте с КНР объявил генконструктор «Камова» Сергей Михеев. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, признают участники проходящей в Лас-Вегасе выставки Heli-Expo.

Новинка китайского авиапрома — боевой вертолет Z-10, впервые представленный на Airshow China 2012 в Чжухае, — построен по российскому проекту 941, разработанному еще в 1995 году. Об этом на выставке Heli-Expo, проходящей в Лас-Вегасе, заявил генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев. По его словам, проектирование велось по заказу правительства Китая в соответствии с требованиями к вертолету массой шесть тонн. «По понятным причинам информация держалась в секрете», — цитирует Михеева Flightglobal .

«Выступление Героя России академика Михеева вызвало эффект разорвавшейся бомбы на Heli-Expo», — пишет журналист Гай Норрис в блоге на сайте Aviation Week.

Заявление прозвучало на второй день выставки, 6 марта, когда холдинг «Вертолеты России» проводил традиционный «русский час». На «русском часе» компания представляла линейку вертолетов Ка-62, Ми-171А2 и Ka-32A11BC. В какой-то момент слово взял Михеев, который, судя по презентации, подготовился к выступлению заранее и основательно. 74-летний генконструктор «Камова» сообщил «удивленный толпе, что китайский вертолет Z-10 был фактически разработан в большой тайне по контракту «Камова» с Китаем», пишет Норрис .

Участие российской стороны в создании Z-10 ограничилось эскизным проектированием. Проект 941 не был основан на советских вертолетных проектах и строго отвечал требованиям китайского заказчика.

«Они (китайцы. — «Газета.Ru») дали нам вводные по желаемой массе, мы обсудили предварительные параметры производительности, подписали контракт и выполнили его», — пояснил Михеев.

chinesemilitaryreview.blogspot.com

Летные прототипы для испытаний и серийные машины Китай строил самостоятельно, добавил он. «Желаю удаче этому вертолету», — отметил Михеев. На вопросы о технических характеристиках китайской машины он отвечать отказался, переадресовав их к китайской стороне. «Я отвечаю за то, что сделал я», — пояснил он.

Вертолет Z-10 предназначен для борьбы с танками, но может вести воздушный бой, производится Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Компания ранее заявляла, что это первый ударный вертолет полностью китайской разработки, хотя, по существующей информации, для проектирования пятилопастного несущего и четырехлопастного рулевого винтов привлекали Eurocopter, трансмиссии — фирму AgustaWestland. Полномасштабная разработка началась как раз в середине 1990-х годов. Первый полет прототипа состоялся в апреле 2003 года, поступление на вооружение было запланировано в 2008—2009 годах, но началось несколько позднее: по данным, появляющимся в китайской прессе, Z-10 первых серий стал поступать на вооружение в конце 2010 года.

Мировая премьера вертолета состоялась на международной выставке Airshow China 2012 в Чжухае. Машину нельзя было увидеть вблизи, на статической стоянке, но она участвовала в летной программе авиасалона. «Z-10 ежедневно выполнял довольно продолжительный показательный полет с многочисленными зависаниями и разворотами, позволявший неплохо разглядеть его со всех ракурсов», — вспоминает главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин.

chinesemilitaryreview.blogspot.com

Машину можно отнести к тяжелому классу ударных вертолетов, его максимальная взлетная масса — около 7500-8000 кг, соответственно, довольно внушительным выглядит и арсенал вооружения, и бронирование, и применяемое обзорно-прицельное оборудование. «Внешне Z-10 весьма напоминает итальянскую Agusta A129 Mangusta, что в общем не удивительно, так как, по имеющимся данным, итальянцы предоставляли помощь китайцам по этому проекту, но Z-10 почти вдвое тяжелее, — говорит он. — В этом плане Z-10 ближе к южноафриканскому Denel Rooivalk и лишь незначительно уступает еще более тяжелому американскому «Апачу» и российским Ми-28Н и Ка-52».

Другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты соглашаются, что Z-10 во многом напоминает Agusta A129 Mangusta, но сравнивают его и с Eurocopter Tiger. Общего с советскими или российскими разработками у Z-10 немного, говорят специалисты, но отмечают, что в середине 1990-х «Камов» во главе с Михеевым вел разработку модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52 на базе одноместного Ка-50 для участия в турецком тендере и Z-10 отчасти напоминает макет той машины. «Еще можно сравнить с «легендарным» вертолетом Ка-58 «Черный призрак», — сказал один из экспертов. — В железе такой вертолет никогда не существовал, но его в виде сборной модели в масштабе 1 к 72 выпускала фирма «Звезда» по лицензии компании «Камов» — о каких-либо реальных разработках по этому вертолету известно не было».

«Можно сказать, что Михеев раскрыл еще один крупный проект по разработке военной техники, выполненный российским ОПК для китайцев», — считает эксперт-китаист Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин.

«К уже известным относятся учебно-боевой самолет L-15, истребитель FC-1, ЗРК HQ-16, ракета «воздух — воздух» PL-12 и ряд других систем, — перечислил он. — Теперь стала известной новая крупная тема. И, думаю, она не последняя в ряду НИОКР, сделанных российским ОПК для иностранных партнеров».

Кашин предполагает, что контракт, скорее всего, заключался через предшественника компании «Рособоронэкспорт» — «Росвооружение». «В те времена за ряд поставок с китайцами еще рассчитывались по бартеру, и в целом оценить размер контракта сейчас сложно, — поясняет он. — Но готов предположить, что в условиях середины 1990-х заказ стал существенным подспорьем для инженерных кадров «Камова».

Эксперт удивлен откровенностью Михеева. «Думаю, этот проект был у нас под грифом», — предполагает Кашин.

Судя по лицам российской делегации на Heli-Expo, презентация Михеева стала для них полной неожиданностью, подтверждает один из присутствовавших на «русском часе».

Но другой источник в вертолетостроительной отрасли не удивлен. «Сергей Викторович — генконструктор «Камова» с конца 1980-х годов, под его руководством создано значительное количество новых вертолетов, он академик РАН и член Международной вертолетной ассоциации, и если он делает какое-либо заявление, то есть смысл задуматься: возможно, он хочет привлечь внимание к проблемам отрасли в целом», — считает источник «Газеты.Ru», напоминая, что сейчас завершается процесс консолидации вертолетостроительной отрасли в единый холдинг. Это способ привлечь внимание, резюмирует он.

В «Вертолетах России» прокомментировать заявление Михеева оперативно не смогли.



Похожие статьи