Построение 3 д моделей. Современные технологии проектирования

12.08.2020

Создание объемных виртуальных объектов ещё никогда не было настолько удобным и увлекательным процессом. Благодаря современным программам, сегодня, каждый желающий, может построить уникальную трехмерную модель прямо на своем компьютере.

С каждым днем трехмерная графика становится все более востребованной и доступной. 3D-модели широко используются в игровой индустрии, монтаже фантастических фильмов, архитектуре, дизайне и даже археологии. Широкая доступность 3D-принтеров, только повышает тягу к этому чудесному виду творчества.

Подходящее железо

Если вы серьезно решили заниматься трехмерным моделированием, то для быстрой и комфортной работы, вам потребуется мощный компьютер.
Рекомендуемые характеристики железа:

  • Процессор: Должен быть многоядерным. Если 2 ядра, то минимум по 3гГц. Если ядер 4 и больше, то по 2.3 гГц.
  • Оперативная память: Для комфортной работы без лагов, будет достаточно 4 Гб свободной оперативки.
  • Видеокарта: Оптимальным вариантом конечно же будет серия FX от GeForce, но если цена такой игрушки покажется великоватой, то можно обойтись бюджетными моделями, например nVidia GTX 430.
  • Операционная система: Здесь подойдет любой 64х-разрядный Windows с которым будет совместима программа для моделирования.

Не переживайте если ваш компьютер менее мощный. Работать в программах 3D моделирования можно и с меньшими характеристиками. Единственный минус, что при ограниченных ресурсах, картинка может притормаживать и со временем эти лаги могут серьезно раздражать. Но если ваш энтузиазм и нервы крепки, то смело приступайте к выбору инструмента для работы.

Вибираем инструмент для 3D-моделирования

С развитием 3D печати, разрабатывается все больше программ для работы с трехмерными объектами. Современные инструменты становятся более функциональными и удобными для рядового пользователя. Сегодня каждый разработчик ПО, старается показать свой продукт в лучшем свете, и новички часто путаются в ярком обилии предложений.

3D-моделирование – развивающееся и уже очень популярное направление в дизайне помещений, при котором для создания проекта дизайнер использует не плоскостное построение эскиза, а объемное.

Преимущества такого подхода очевидны – большая наглядность и реалистичность, часто – простота создания проекта, избегание ошибок и недочетов.

В материале рассмотрены программы для 3D-моделирования, которые могут пригодиться дизайнерам интерьера, садово-паркового пространства, архитекторам и т. д.

Особенности

Такая программа для моделирования – основной инструмент дизайнера, с которым он взаимодействует максимум времени в ходе создания определенного проекта.

Потому такая программа должна быть максимально удобной и функциональной.

Также важно, чтобы получаемые эскизы выглядели как можно лучше и реалистичнее, потому что именно от этого часто зависит то, согласится ли заказчик с разработкой.

По перечисленным выше причинам в ходе процесса выбора подходящего софта важно уделять внимание следующим показателям:

  • Стабильность работы программы, быстродействие (это сможет значительно сэкономить время, затрачиваемое на проект);
  • Аппаратные и ресурсные требования – большинство таких программ крайне ресурсоемки и запустятся, и будут стабильно работать далеко не на всех компьютерах;
  • Простота работы, удобство интерфейса, потому что это позволит значительно экономить время и силы, затраченные на проект;
  • Реалистичность и привлекательный внешний вид готового эскиза.

Большинство качественных программ, имеющих широкий функционал и простой интерфейс, распространяются платно, что связано с коммерческим применением такого программного обеспечения.

Технические характеристики

При выборе оптимальной программы, за которую к тому же придется заплатить, необходимо учитывать множество характеристик.

Они приведены в таблице ниже для упрощения процесса подбора.

Таблица 1. Технические характеристики программ для ЗD-моделирования
Название Условия распространения Операционные системы Поддержка анимации Поддерживаемые форматы Полнота функционала
Wings Платно, бесплатно Windows, Linuх, OS X Нет Почти все Достаточный
Компас 3D Платно, взломанная версия - бесплатно Windows, Linuх Да Все Полный
Модуль для nanoCAD Plus Windows Нет Основные Базовый
Модуль AutoCAD Бесплатно, в комплекте с Автокадом Windows, Linuх, OS X Нет Минимум Базовый
TurboCAD Платно, взломанный - бесплатно Windows, Linuх, OS X Да Все Достаточный
3Ds Max Платно Windows, Linuх, OS X Да Все Полный
Cinema 4D Бесплатно Windows Да Все Полный
Sculptris Бесплатно Windows, Linuх Базовая Форматы объемных моделей Базовый
IClone Бесплатно Windows Да Форматы анимационных моделей Достаточный
Scetch Up Беслатно Windows, Linuх, OS X Нет Минимум Базовый

От того, насколько правильно будет выбрана программа, зависит, сколько времени и сил дизайнер затратит на проект, а в конечном итоге, и доход от проекта.

Wings 3D

Программа отличается большим набором инструментов, позволяет создавать достаточно реалистичные модели.

Это продвинутый инструмент проектирования.

Ее способность поддерживать большинство распространенных форматов дает возможность работать с графическими файлами и эскизами, созданными в других программах.

Однако программа не поддерживает работы с анимацией.

  • Широкий набор разнообразных инструментов;
  • Адекватные аппаратные и системные требования;
  • Работа с различными форматами.
  • Не слишком удобный интерфейс;
  • Отсутствие поддержки анимации;
  • Отсутствие поддержки некоторых новейших форматов и тяжелых файлов.

Кирилл : «Нормальная программа. Вполне можн6о работать не систематически, по крайней мере, не требует больших денежных затрат».

Компас 3D

В настоящее время это самая популярная программа для объемного моделирования, применяемая в коммерческих целях.

Это связано с тем, что она обладает наиболее полным функционалом и удобным интерфейсом.

Программа реализуется платно и стоит дорого, имеет множество вариантов лицензии – для коммерческого, личного, группового использования и т. д.

Требовательна к аппаратным ресурсам, но имеется несколько вариантов, ориентированных на различные системы и ресурсы.

  • Очень широкий функционал;
  • Удобный интерфейс;
  • Простая и быстрая работа;
  • Красивые и реалистичные эскизы на выходе.

Негатив:

  • Высокая цена как коммерческой, так и некоммерческой версии;
  • Высокие требования к аппаратным и системным ресурсам;
  • Для неопытного пользователя она может быть достаточно неудобной.

Иван : «Это просто «золотой образец» того, какой должна быть идеальная программа. Впервые стала пользоваться ею, когда пришла на новое место работы, где она была установлена на всех компьютерах – до этого никогда не сталкивалась с таким простым и функциональным софтом».

Модуль 3D-моделирования для nanoCAD Plus

По своей сути данный софт не является программой – это дополнение или программный модуль для софта, предназначенного для плоскостного черчения, nanoCAD.

Установка модуля позволяет создавать простые объемные модели, видоизменяя плоскостные в них.

Особенностями данного софта является суженный базовый функционал.

Он предназначен для создания объемных элементов, но не подойдет для полных проектов.

Благодаря чему не требует значительных аппаратных ресурсов и прост в использовании.

  • Стабильная работа;
  • Нетребовательность к аппаратным ресурсам;
  • Простой функционал и интерфейс.

Негатив:

  • Базовый суженный функционал;
  • Невозможность широкого использования для создания масштабных проектов;
  • Не слишком реалистичный внешний вид эскизов.

Анна : «Мне модуль нужен был только для того, чтобы «поднимать» с листа 2D-эскизы. С этой задачей он справляется прекрасно, хотя не знаю, можно ли с его помощью выполнять полноценные работы».

AutoCAD

Программа Автокад разработана для плоскостного черчения. Однако все версии, выходившие после 2009 года, имеют в себе встроенный модуль для черчения в объеме. Дополнительного скачивания такая программа не требует.

Модуль не отличается широким набором возможностей, однако довольно функционален.

Подходит для создания элементов в формате ЗD, хотя ресурсов не хватит на формирование полноценного профессионального проекта.

  • Малая требовательность к аппаратным ресурсам;
  • Бесплатное распространение – приложение к Автокаду (хотя сам Автокад платный);
  • Не требует дополнительных скачиваний.

Негатив:

  • Узкий функционал;
  • Невозможность потоковой профессиональной работы, полного создания проектов;
  • Медленное действие на старых компьютерах.

Алевтина : «Неплохое базовое приложение к Автокаду с привычным интерфейсом от Автодеск. Пользоваться легко и привычно».

TurboCAD

Третья программа от AutoDesk в этом списке, имеющая классический интерфейс, знакомый большинству инженеров, архитекторов и дизайнеров, так как именно на этих программах происходит обучение проектированию.

Программа имеет ряд отличий от Автокада, в частности, в большей степени предусмотрена для проектирования в объеме.

Позволяет создавать фотореалистичные визуализации, модели инженерных деталей, интерьеров, архитектурных сооружений.

Благодаря этому успешно применяется практически во всех инженерных и околоинженерных отраслях.

  • Высокая универсальность;
  • Простота в использовании и удобный настраиваемый рабочий интерфейс;
  • Возможность проектировать как объемные, так и плоскостные детали в одной программе.

Негатив:

  • Софт от Автодеск становится все более и более требовательным к аппаратным ресурсам;
  • Малая оптимизация под плоскостные работы;
  • Отличие интерфейса от большинства других продуктов.

Андрей : «Со времени обучения в университете привыкла к продуктам от Автодеск. Когда впервые потребовалась функциональная программа для работы в 3D, а функционал любимого Автокада оказался недостаточным, выбрала эту программу, и ни разу не пожалела».

3DS MAX

Наиболее популярная разработка Автодеск, предназначенная исключительно для объемного моделирования.

Поддерживает все распространенные форматы объемных изображений, способен открывать проекты созданные в других программах.

Интерфейс легко подстраивается для удобства. Программа поддерживает анимацию.

  • Наличие множества надстроек и плагинов, которые можно скачать;
  • Настраиваемый интерфейс;
  • Простота в управлении при обширном функционале.

Негатив:

  • Отличный от стандартного интерфейс – даже опытным пользователям Автокада приходится долго привыкать к 3D Max;
  • Несмотря на широкий функционал и значительную цену, до Компаса по уровню он все-таки не дотягивает;
  • Очень требователен к аппаратным ресурсам.

Адам : «Когда впервые начал пользоваться программой, был удивлен, насколько она отличается от других разработок Автодеска. Однако когда привык, оказалось, что работать в ней довольно просто».

Cinema 4D

Это относительно новая программа, которая позиционирует себя как основной конкурент предыдущей в данном топе.

Она имеет сходный набор функций и особенности управления.

Однако от 3D Max она отличается колоссально, в первую очередь, по способу выполнения операций и логике работы.

В виду этого пользователям, привыкшим к Автодеску, софт кажется неудобным.

Это причина, по которой программа не получила существенной популярности.

  • Широкий функционал;
  • Значительная экономия денег по сравнению с 3D Max;
  • Некоторые дополнительные возможности, которых в аналогичной программе нет.

Негатив:

  • Требовательность к аппаратным ресурсам;
  • Непривычный для большинства пользователей интерфейс;
  • Сложная логика выполнения операций.

Виктор : «Программа вроде бы функциональная и работает достаточно стабильно, но я никак не могу к ней привыкнуть».

Sculptris

Это первая в списке не инженерная, и не дизайнерская программа.

Она предназначена для создания виртуальных моделей, скульптурирования персонажей – людей и животных.

Имеет широкое распространение, и одна из наиболее популярных программ данного направления в настоящее время.

Проста в управлении, несмотря на очень широкий функционал.

Позволяет выполнить ряд уникальных манипуляций.

  • Широкий функционал;
  • Простота в управлении;
  • Малый вес файла.

Негатив:

  • Несмотря на простоту, достаточно высокие требования к аппаратным ресурсам;
  • Имеет очень узкую специализацию;
  • Рассчитан на пользователей начального уровня подготовки в 3D-моделировании.

Геннадий : «Программа неплохая. Для меня было то что надо, так как создавать сложные модели я пока не собираюсь».

IClone

Программа предназначена для объемного моделирования сцен.

Имеет широкий набор базовых примитивов, благодаря чему работать в ней можно быстро.

«Заточена» именно под создание анимации, отлично подходит для эскизирования, раскадровки фильмов.

Широкий выбор базовых действий и манипуляций позволяет работать в программе максимально быстро.

  • Широкий набор примитивов;
  • Значительный функционал;
  • Возможность создания анимированных сцен.

Негатив:

  • Узкая специализация – исключительно под анимацию;
  • Высокие требования к аппаратным ресурсам;
  • Непривычный для неопытного пользователя интерфейс.

Варвара : «Здорово, что есть так много базовых моделей и движений – целую короткометражку удается создать за несколько минут».

Scetch Up

Одна из самых популярных программ для проектирования интерьеров в домашних условиях.

Отличается интуитивно понятным интерфейсом, благодаря которому работать с ней можно не только очень быстро, но и достаточно четко.

Подходит для работы дома на стадии эскизирования.

Хотя в качестве готового проекта получившиеся эскизы предоставлять заказчику не стоит.

Позитив:

  • Быстрая работа;
  • Малый вес, низкие требования к аппаратным ресурсам;
  • Интуитивно понятный интерфейс.

Негатив:

  • Ограниченный функционал;
  • Низкая реалистичность эскизов;
  • Низкая визуальная привлекательность эскизов.

Светлана : «Я применяю программу на стадии допроектной разработки, при общении с заказчиками для иллюстрации своей идеи, когда нет времени дожидаться загрузки 3Ds Max».

Вывод

Выбор той или иной программы зависит только от личных требований пользователя и особенностей его работы.

В основном, программы для объемного моделирования рассчитаны на дизайнеров, архитекторов, инженеров, однако ими активно пользуются и разработчики приложений, компьютерных игр.

Потому в ТОП выше включены программы всех трех основных групп.

В этой статье мы рассмотрим бесплатные приложения для создания 3D-моделей и подготовки их к 3D-печати. Если вы хотите создать уникальный объект и распечатать его на , но не имеете достаточного опыта моделирования, то лучший способ для этого – воспользоваться простым бесплатным 3D-редактором. Выбор графических редакторов для моделирования в настоящий момент достаточно большой. Они предоставляю различную функциональность от примитивного моделирования, до создания сложнейших сцен, не уступающих детализации созданным в профессиональном программном обеспечении. Однако, для 3D-печати достаточно обладать начальными знаниями в моделировании и выбрать графический редактор, обладающий базовыми функциями, но удобный для быстрого и интуитивно понятного создания модели. И так, рассмотрим доступные в интернете популярные программы для подготовки моделей для 3D-печати.

Тинкеркад (TinkerCAD)

  • Браузерное онлайн приложение
  • Разработчик Autodesk

Для постижения азов 3D-моделирования, браузерное приложение TinkerCAD от компании с мировым именем Autodesk является отличным выбором. Программное обеспечение TinkerCAD работает как онлайн сервис в браузере и позволяет создавать геометрические 3D-формы, сохранять и обмениваться ими в интернете, а также экспортировать их в формат.stl для последующей печати на 3D-принтере. Однако, простота приложения накладывает на процесс моделирования некоторые ограничения, которые не позволяют раскрыть все ваши художественные замыслы. Процесс моделирования сводится к оперированию примитивами и формирования из них 3D-моделей. Примитивы являются строительными блоками, пользователи могут постепенно наращивать их друг за другом для формирования моделей от простых до более сложных и детализированных. TinkerCAD предлагает уже готовые 3D-объекты, чтобы использовать их в процессе моделирования и вдохновляться на создание новых образов. Приложение имеет встроенную галерею готовых оптимизированных для печати 3D-моделей.

Сайт программы: https://www.tinkercad.com/

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Подходит для начинающих, но требуются базовые знания английского
  • Браузерное приложение или приложение для Windows, Mac, Linux и Raspberry Pi
  • Геометрическое 3D-моделирование
  • Разработчик 3DSlash

Еще одним замечательным и бесплатным вариантом для начинающих 3D-моделистов является программа 3DSlash. Приложение было анонсировано только в прошлом году. 3DSlash разработана специально для пользователей, не являющихся дизайнерами. Оно подходит для всех возрастов, в том числе детей, демонстрируя концепции 3D-моделирования в увлекательной и игровой форме (приложение 3DSlash основано на популярной игре Minecraft).

В 3DSlash, пользователи используют такие инструменты, как молотки или зубила, с помощью которых можно формировать трехмерные блоки. Процесс моделирования является интуитивно понятным, красочным и веселым, а полученную 3D-модель можно совместно использовать в интернете или экспортировать в.stl файл для 3D-печати. На сайте 3DSlash имеется обширная библиотека видео-уроков по 3D-моделированию, которые, безусловно, стоит посмотреть. Единственный минус для соотечественников – это отсутствие в приложении на момент написания данной статьи поддержки русского языка. А если язык вам не помеха, то вперед к творческим успехам!

Сайт программы: https://www.3dslash.net/

123D Design

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Отлично подходит для начинающих
  • Бесплатное использование на PC, Mac и IPad
  • Геометрическое 3D-моделирование
  • Разработчик Autodesk

123D Design еще один бесплатный инструмент 3D-моделирования от компании Autodesk. Программа немного более продвинутая, чем TinkerCAD, но 123D Design по — прежнему является очень простой и интуитивно понятной для начинающих 3D-моделистов. В приложении существует довольно обширная библиотека готовых 3D-моделей, которые можно редактировать, а также инструменты для создания геометрических 3D-объектов с нуля. Как и в случае с TinkerCAD, готовые 3D-модели из 123D Design могут быть экспортированы в.stl файл для 3D-печати. Приложение доступно для бесплатного скачивания и домашнего использования на платформах PC, Mac и IPad. Из минусов можно отметить только отсутствие на момент написания статьи поддержки русского языка.

Сайт программы: http://www.123dapp.com/design

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Моделирование с помощью линий и кривых
  • Разработчик Trimble

Бесплатный 3D-редактор Sketchup, предназначенный для пользователей, имеющих начальные познания в моделировании и продвинутых моделистов, был выкуплен у Google. Популярный инструмент 3D-моделирования Sketchup позиционируется Trimble как «дружественный и всепрощающий». Программа имеет простой интерфейс и объединяет огромный спектр функциональных дополнений и инструментов. Пользователи начинают процесс моделирования с рисования линий и форм, которые затем могут быть выдавлены и вытянуты в ряд сложных геометрических 3D-фигур. Моделирование на основе изменяемых линий, делает Sketchup (особенно платную Pro версию) популярной программой среди архитекторов и инженеров.

Однако то, что Sketchup пользуется популярностью у профессионалов и даже преподавателей, не значит, что программа не подходит для начинающих пользователей. Приложение распространяется совершенно бесплатно и любой желающий может скачать его и поэкспериментировать с его возможностями. А чтобы быстро научиться пользоваться Sketchup, на сайте программы существует множество видео-уроков по 3D-моделированию для начинающих.

Единственным жирным минусом этого замечательного приложения является отсутствие возможности в бесплатной версии экспортировать 3D-файлы в формат.stl для печати, для этого придется купить лицензию Pro.

Сайт программы: http://www.sketchup.com/ru

Blender

  • Свободное приложение CAD моделирования
  • Лучше всего подходит для продвинутых или профессиональных 3D-дизайнеров
  • Бесплатное использование на PC, Mac или Linux
  • Открытый исходный код

Blender в настоящее время имеет статус самого мощного и самого популярного программного обеспечения. Программа является бесплатным (точнее свободным) графическим 3D-редактором с открытым исходным кодом. Программу не сложно освоить, если вы уже имеете определенные навыки моделирования, но назвать ее приложением для новичков нельзя. Хотя, в интернете сейчас десятки сайтов на русском и английском языках предлагают уроки и видеокурсы для начинающих blender’оводов, что позволяет любому желающему за пару дней научиться сносно моделировать.

В отличие от геометрических 3D-редакторов, Blender представляет собой инструмент цифрового 3D-скульптурирования, что делает его идеальным для создания более органических 3D-фигур. Программа предлагает широчайший набор инструментов, предоставляя своим пользователям полную свободу дизайна: создание моделей для 3D-печати, создания фотореалистичных видео, игровой графики, анимационных фильмов, визуальные эффекты и многое другое. В принципе, если вы готовы потратить время, чтобы разобраться в разнообразии инструментов, то Blender станет вашим лучшим выбором для 3D-моделирования на все случаи жизни. Особенностью моделирования в данном приложении является поддержка всевозможных комбинаций горячих клавиш, ускоряющих процесс создания модели.

Blender позволяет сохранять результат моделирования в формат.stl для 3D-печати, а так же имеет массу подключаемых модулей для удобства моделирования. Программа имеет встроенную поддержку русского языка.

Сайт программы: https://www.blender.org/

3DTin

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Лучше всего подходит для начинающих
  • Браузерное онлайн приложение
  • Геометрическое 3D-моделирование
  • Разработчик Lagoa

Вернемся снова к простым 3D-редакторам. Приложение 3DTin является бесплатным браузерным инструмент 3D-моделирования, как TinkerCAD и 3DSlash, оно было создано для начинающих и тех, кто ранее имел небольшой опыт 3D-моделирования. Пользователи могут выбирать геометрические фигуры из коллекции, добавлять или удалять их по мере необходимости, чтобы создать свой дизайн. По завершению процесса создания модели, можно добавить ее в общую библиотеку доступную любому желающему. На сайте программы имеются обучающие ролики, которые помогут студентам и начинающим моделистам познакомиться с процессом моделирования. 3DTin позволяет экспортировать модели в.stl файл, а так же в несколько популярных онлайн сервисов для 3D-печати. Программа имеет поддержку русского языка.

Сайт программы: http://www.3dtin.com/

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Подходит для 3D-дизайнеров с небольшим опытом моделирования
  • Бесплатное использование на Windows и Mac
  • Инструменты цифрового 3D-скульптурирования
  • Разработчик Pixologic

Как и Blender, Sculptris представляет собой инструмент цифрового скульптурирования, что делает его идеальным для 3D-моделирования органических форм и текстур. В режиме «лепки», пользователь может редактировать геометрию 3D-объекта как будто он выполнен из мягкой глины, а затем в режиме «окраски», используя различные кисти можно прямо на поверхности объекта создавать реалистичные текстуры. Sculptris был разработан, чтобы дать возможность начинающим моделистам экспериментировать, получать опыт и навыки 3D-моделирования. В тоже время, для продвинутых пользователей компания Pixologic дает возможность перейти на продвинутый профессиональный продукт ZBrush, но уже на платной основе.

Сайт программы: http://pixologic.com/

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Подходит для 3D-дизайнеров с небольшим опытом моделирования
  • Полигональное моделирование треугольниками
  • Разработчик Autodesk

Рассмотренные нами приложения для 3D-моделирования имеют поддержку функций подготовки модели к 3D-печати. Meshmixer в этом смысле отличается от других приложений тем, что оно разработано специально для создания моделей, которые впоследствии будут воспроизведены как физические объекты. Для этого приложение располагает мощными функциями, призванными облегчить создание моделей для 3D-печати. С помощью Meshmixer можно легко исправлять модели, созданные в других программах 3D-моделирования или импортированные из библиотеки моделей 123D Gallery компании Autodesk и оптимизировать их для печати. Наряду с этой функциональностью, Meshmixer является мощным инструментом для создания органических 3D-моделей с нуля, используя сетку треугольников.

Для дальнейшего облегчения процесса 3D-печати, Meshmixer поддерживает множество моделей настольных 3D-принтеров, а также позволяет импортировать полученные проекты в онлайн сервисы для печати на промышленных 3D-принтерах. Резюмируя изложенное, Meshmixer представляет собой мощный и бесплатный инструмент для 3D-моделирования и подготовки объектов для печати, подходящий для использования как начинающими, так и опытными дизайнерами.

Сайт программы: http://www.meshmixer.com/

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Подходит для 3D-дизайнеров с небольшим опытом моделирования
  • Бесплатное использование на Windows, Mac или Linux
  • Параметрическое моделирование
  • Открытый исходный код

FreeCAD с функционалом параметрического моделирования идеально подходит для инженеров или продвинутых дизайнеров, стремящихся сделать сложные, функциональные 3D-объекты для последующей печати. В отличие от стандартного моделирования, параметрическое (процедурное) моделирование является более технологичным методом, который позволяет быстро и эффективно редактировать объекты с помощью истории создания модели и изменения ее параметров. Большой набор профессиональных инструментов FreeCAD предоставляет пользователям практически неограниченную свободу дизайна. Однако, чтобы воспользоваться этими возможностями необходимо пройти более сложное и углубленное изучение, чем на рассмотренных выше приложениях. В помощь новичкам существует сообщество профессионалов, которые подскажут в сложных ситуациях. FreeCAD находится на данный момент в стадии альфа тестирования, но для бытового применения вполне пригодно.

Сайт программы: http://www.freecadweb.org/

  • Бесплатное приложение CAD моделирования
  • Лучше всего подходит для программистов
  • Бесплатное использование на Windows, Mac или Linux
  • Параметрическое моделирование

Как и все перечисленные выше графические 3D-редакторы, OpenSCAD является надежным, бесплатным приложением для создания твердотельных моделей предназначенных для 3D-печати. В отличие от большинства других программ, OpenSCAD является невизуальным инструментом 3D-моделирования, что делает его идеальным инструментом для кодеров, а не для дизайнеров. Процесс создания объектов в данной программе заключается в написании специального скрипта на языке программирования и последующего его компилирования для визуализации результата.

Параметрическое моделирование в OpenSCAD позволяет легко редактировать объекты и иметь полный контроль над их свойствами. Программа имеет встроенный инструмент экспорта 3D-модели в формат.stl для последующей 3D-печати. OpenSCAD является специализированным приложением для программистов, так что если вы знаете язык программирования, то дерзайте.

Сайт программы: http://www.openscad.org/

В этой статье мы рассмотрели наиболее популярные бесплатные программы для 3D-моделирования и подготовки модели к последующей печати. Но существуют и другие не менее интересные бесплатные и платные приложения и таких очень много. Наиболее интересные на наш взгляд приложения, не вошедшие в этот обзор, мы рассмотрим в наших следующих статьях. Ну а пока, выбирайте лучшее на ваш взгляд приложение, качайте и творите, творите, творите!

Профессия 3D-моделлера обладает очень низким порогом входа и привлекает всё больше творческих людей - художников, архитекторов, скульпторов. Но чтобы стать в ней профессионалом, необходимо много и упорно работать. Look At Me выяснил, что в первую очередь нужно знать человеку, который думает связать свою жизнь с моделлингом, а Илья Колганов, Роман Лапаев и Иван Савенко поделились своим опытом и дали несколько важных советов начинающим.

Илья Колганов о том, с чего начинать, какие программы использовать и как сделать модель реалистичной

Начать стоит с понимания принципов и простых вещей. Чтобы совершенствовать свои навыки, необходимо знать базу - прошло немало времени, прежде чем я хотя бы частично смирился с этой мыслью. Обычно хочется сразу взяться за что-то очень интересное и стоящее, но из-за недостатка опыта у вас есть все шансы получить свою крайне амбициозную идею с очень жалкой реализацией. Я использую довольно ограниченный инструментарий, а начинающим и вовсе рекомендую какое-то время не перегружать себя лишней информацией, чтобы не лишиться желания двигаться дальше. Возьмите, скажем, 3ds max или Cinema 4D для моделирования и V-Ray для рендеринга - на первое время вам этого вполне хватит. А бесчисленное множество уроков в интернете быстро помогут вам освоиться.



Работы Ильи Колганова.

Занимайтесь самообразованием - сейчас для этого не нужно искать информацию, она уже доступна повсюду. Нужно только не лениться её использовать. Многие рекомендуют начинать с воссоздания своего рабочего места в 3D. И, я считаю, это неплохой совет.

В окружающем нас реальном мире не существует идеальных вещей: абсолютно гладких поверхностей, резких углов и всего подобного. Вы можете смоделировать что-то подобное при помощи трёхмерной графики, но такой подход - наиболее простой, и результат, скорее всего, будет довольно скучным (если, конечно, речь не идёт о конкретной ситуации с чётко прописанными требованиями). Всегда держите это в голове, если воспроизводите реальный мир в виртуальном пространстве. Подходите с этой «философией» к созданию каждой модели. Усложняйте себе задачу в процессе работы, добавляя неровности и детали из реального мира. Тогда вы увидите, как в конце ваша модель «заживёт». Чаще оглядывайтесь по сторонам, исследуйте поведение света, наблюдайте за отражениями - всё это вам пригодится, когда дело дойдёт до рендеринга.

Рыночная ситуация такова, что профессиональный уровень моделлеров может оказаться очень разным, их сейчас так же много, как фотографов. Ну или почти так же. Моё субъективное мнение состоит в том, что по-настоящему высокий уровень 3D-специалиста в России востребован не таким уж большим количеством заказчиков или компаний.

Роман Лапаев о работе в Голливуде,
полезности академического образования
и ограничениях плоского экрана

Изначально я хотел больше заниматься не 3d-графикой, а скульптурой, силиконовыми масками. За один месяц в Америке я быстро понял, что скульптурой лучше заниматься в России. 3D здесь обучают, но проще смотреть самоучители - Gnomon, Digital Tutors. Можно потратить $5 тысяч и научиться этому за год, как в университете за пять лет. Я разговаривал со многими художниками, которые работают в индустрии, - они очень обижены на качество образования в Америке. Индустрия очень новая. Никто из великих в ней ещё не умер, можно быть знаменитым и в 20 лет. Тот, кто преподаёт, чаще всего просто не может найти себе работу. Профессионалы, которые могут чему-то научить, заняты работой в самой индустрии. Есть несколько толковых университетов, где хорошо дают материал (школа Gnomon, например), но проблема в том, что они не спонсируют студенческую визу и не дают диплом бакалавра. При этом у них ты научишься тому, чего не освоишь в любом специализированном институте Америки. Я люблю сам во всём разбираться, поэтому мне было достаточно заниматься с самоучителями в своём индивидуальном режиме. Я не был ограничен во времени и мне не приходилось сидеть в классе без надобности.

Работы Романа Лапаева.

«У меня есть знакомый, который работал в одной компании, к ним пришёл Майкл Бей, увидел его работы и сказал: "нанять его"»

Важно понимать, на что рассчитывает человек. Если он крайне амбициозен, хочет коммерчески преуспеть и попасть в высшую лигу - Голливуд или компьютерные игры - у него будет больше шансов, если он поступит здесь в университет, получит студенческую визу и будет очень сильно трудиться, при этом ни на что не отвлекаясь, поскольку потеряться во всём новом очень просто. Кажется, что пять лет - это много, но на самом деле и этого времени может быть недостаточно для достижения такого уровня, чтобы компания была готова проспонсировать тебе визу. При этом индустрия очень тяжёлая, финансово у них всё не очень хорошо. Контракты в сфере визуальных эффектов заключаются на год. Компаниям незачем нанимать людей с визой, подавать документы в иммиграционный сервис, мучаться и ждать год. Хотя у меня есть знакомый, который работал в одной компании, к ним пришёл Майкл Бей, увидел его работы и сказал: «нанять его». Этот человек ему был нужен как концепт-арт-художник, моделлер, и его взяли.

Если же человек не хочет славы, а просто хочет раскрыться как художник, деньги его не особо волнуют, я бы ему посоветовал идти в академию Репина и учиться базе: скульптура, рисунок и всё прочее. 3D-программы можно учить максимум 2-3 месяца, после этого ты уже начинаешь упираться в свои визуальные навыки - насколько хорошо ты лепишь. Потом уже, наработав себе впечатляющее портфолио, можно пробовать через знакомых в Америке устроиться на работу - попросить их порекомендовать тебя в крупную компанию. Тогда, возможно, ещё и получится избежать долгов за образование.

Работа в Америке - наиболее желаемый вариант для современных 3D-художников. Уверен, каждый из них хотел бы поработать в Blizzard и получить этот опыт. Я считаю, к этому нужно стремиться. На самом деле здесь у всех есть хорошие шансы преуспеть.


Работы Романа Лапаева.

Когда я переехал сюда, я понял ценность российского академического образования. Рисуя с натуры в американском университете, я делал это по русской системе. Но то, что мне здесь очень нравится, это то, что ты можешь сам выбирать классы и таким образом составлять себе программу обучения. Я встретил намного больше понимания со стороны преподавателей, чем в России, где тебя против воли заставляют делать многие вещи и потом не могут объяснить зачем. Для индустрии визуальных эффектов первым делом нужно выучить базис: скульптуру, рисунок, краски.

Я провёл очень много времени, лепя из глины. Когда ты учишься моделить, проблема в том, что ты учишь софт, а не формы. Ты учишься быстро работать в этой программе, и это немного обманывает человека. Компьютер позволяет прибегать к огромному множеству быстрых и резких обходных путей. А когда ты работаешь с материалом, у тебя нет пространства для того чтобы смухлевать - работа не получится лучше, чем ты её сделаешь сам. Нужны чистые знания, чистая практика. Я считаю, для того чтобы научиться моделировать, нужно лепить в глине каждый день. Потом, когда ты откроешь программу, у тебя уже всё получится автоматически. Очень много примеров, когда традиционные скульпторы преуспевают в моделинге. Рику Бейкеру уже было под шестьдесят, когда он открыл ZBrush и за неделю научился моделировать лучше, чем 90 % моделлеров. Традиционные знания очень хорошо развивают объёмное виденье так, что ты можешь положить руку за скульптуру, подвинуть её. А экран всё-таки плоский - с ним очень сложно выучить глубину и форму.

Я советую начинающим моделлерам поэкспериментировать, побаловаться со всеми программами и средствами - моделингом, рендерингом, анимацией, и в то же время с рисунком, фотошопом, карандашами, глиной . А когда вы уже решитесь сделать определённый вклад - сконцентрируйтесь и сделайте его за короткое время.

Иван Савенко о низком пороге входа,
выборе конкретного направления работы
и совмещении академического с цифровым

Сейчас технический бэкграунд уже не столь важен, порог входа в профессию крайне низкий. Для того чтобы овладеть базовым инструментарием и начать что-то делать самостоятельно, потребуется около месяца упорной работы. Есть реальные примеры, когда, условно говоря, домохозяйки становились 3D-моделлерами, занимаясь самообразованием в свободное время, разбираясь с программами. Один парень из Азербайджана, большой любитель автомобилей, самостоятельно сделал сумасшедший ролик , который посмотрели более четырех миллионов человек. После такого дебюта он может без проблем найти себе хорошую работу. И таких историй предостаточно для вдохновения.

Я начал изучать 3D-графику около десяти лет назад с одной книгой в руках. Сейчас материалов по теме огромное количество. Откройте render.ru или любой другой отраслевой сайт с кучей уроков, найдите онлайн-курс или самоучитель и просто начните заниматься. Любой человек, который решает погрузиться в 3D-графику, в любом случае начинает с моделинга, но дальше, по мере совершенствования навыков, открывается масса направлений для развития. Одно из самых востребованных направлений - дизайн и визуализация интерьеров. Даже в небольших городах есть студии, которым нужны специалисты в этой области. В архитектурную 3D-визуализацию, как правило, попадают люди с соответствующим образованием, умеющие читать чертежи, знающие пропорции - с ними не нужно тратить время, объясняя, что такое разрез или фасад. Для более творческих людей есть такие сферы, как дизайн персонажей, motion-графика. Игры - отдельный и огромный пласт, который сейчас активно развивается. Там есть своя специфика, и требуется много специалистов. Отталкивайтесь от своих предрасположенностей и навыков. Если у вас есть задатки к рисованию, то обратите внимание на создание персонажей. Получили архитектурное образование - можете попробовать себя в архитектурной визуализации. Направлений - масса, всегда есть куда расти. Узко специализированный профессионал, как и везде, - на вес золота.


Работа студии «Метр в кубе».

«Преимущество 3D-графики - в том, что проблемы создать себе портфолио нет: вы можете сами сделать визуализацию любимого архитектурного проекта или автомобиля, или вымышленного персонажа»

Для того чтобы начать что-то зарабатывать, базовых знаний может быть и достаточно. Но если вы хотите стать профессионалом, нужно уделять много времени изучению света, цвета, композиции, различным художественным приёмам, разбирать чужие работы в галереях, смотреть фотографии, разрабатывать в себе чувство вкуса. Критически важно - хорошо чувствовать пропорции. На освоение всего этого уходят годы.

Можете попробовать найти себе толкового наставника или попасть на стажировку. Если студия или компания увидит в вас потенциал, то, при определенном везении, вас могут взять на бесплатное обучение для дальнейшего трудоустройства. При поступлении на работу обязательное требование ко всем кандидатам только одно - портфолио. Преимущество 3D-графики - в том, что проблемы создать себе портфолио нет: вы можете сами сделать 3D-визуализацию любимого архитектурного проекта или автомобиля, или вымышленного персонажа. Всё зависит только от ваших усилий.

Мне нравится, что архитектурная визуализация находится на стыке двух очень разных профессий: академического, серьёзного архитектурного проектирования и цифровой, совсем новой - компьютерной графики. Слияние технологий и ремесла, технических и творческих профессий даёт поразительные, очень вдохновляющие результаты. Сейчас всё большее распространение получают 3D-принтеры, и это раскрывает моделирование совсем с другой стороны - теперь ты можешь ощутить то, что ты создаёшь. Мы занимаемся виртуальными вещами. Но когда приходишь на объект, визуализацию которого ты делал, когда можешь почувствовать его воплощение (каркас, камень и т. п.) - это очень крутое ощущение.

Сайты знаменитых 3D-художников

Редакция благодарит Александра Новицкого за помощь в создании материала.



Похожие статьи