Уголок методиста в доу оформление. Оформление методического уголка (садик). Оформление уголка своими руками

21.10.2023

Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений - математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий - операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно - в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность - для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Направленность Название уголка Оснащение, материальная база Функционирование
Познавательно-исследовательская Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.
Уголок сенсорики Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Космос» Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).
Уголок будущего Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. Знакомство с робототехникой, мастер-классы.
Игровая Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет.
Игровой уголок для девочек/для мальчиков Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
Уголок игровой деятельности Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.
Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам.
Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры.
Речевой Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.
Логопедический уголок Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.
Двигательная Физкультурный/спортивный уголок Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.
Художественная, творческая Художественно-эстетический уголок Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.
Уголок «Народные промыслы» Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.
Театральный уголок, уголок ряжения Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.
Музыкальный уголок Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.
Нравственное воспитание Уголок добрых дел Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров).
Уголок «Семья» Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.
Патриотическое воспитание Уголок родного города Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.
Национальный уголок Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.
Трудовое воспитание Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.
Развитие социальных компетенций Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители».
Уголок транспорта, уголок ПДД Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.
Создание положительной мотивации Уголок забытых вещей, уголок потеряшки Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.
Уголок именинника Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.
Уголок питания Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.
Уголок воспитателя Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.
Уголок достижений Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. Поздравление призёров конкурсов.
Уголки дополнительного образования Уголок первоклассника Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.
Уголок английского языка Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений.
Шахматный уголок Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).
Коммуникация Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

  • Столы и стулья в качестве рабочей зоны;

    В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

  • шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;

    Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

  • контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;

    Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

  • папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;

    В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

  • навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
  • мягкие игровые модули;

    Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

  • наборы мебели для уголков отдыха и уединения: шезлонги, матрасы, палатки, шатры.

    В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

    На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

  • вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);

    Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

  • надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;

    Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

  • стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;

МБДОУ г. Владимира

«Центр развития ребенка – детский сад № 102»

методического кабинета

Методический кабинет расположен на первом этаже здания ДОУ

Общая площадь 16.8 кв. м

Ответственный за деятельность кабинета:

    Старший воспитатель Титова Елена Федоровна

График работы: вторник, среда, пятница 8.00 – 15.30

понедельник, четверг 10.00 – 17.30

Назначение методического кабинета ДОУ - оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.

Задачи и функции:

1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.

3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.

4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.

Методический кабинет призван обеспечить:

Достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

Оборудование : представлено на схеме.

Технические средства:

Название технического

средства

Марка

приобретения

Компьютер

Сканер-принтер-копир

hp Photosmart 2573 All-in-One

Сканер-принтер-копир

Документ-камера

AVerVision F-siries

Мультимедиа проектор

Материал методического кабинета рассортирован на блоки:

    Нормативные и инструктивные документы

    Учебно-методическое обеспечение

    Литература педагогическая, детская, периодические издания

Нормативно-правовые документы

Название документа

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 № 08-1937 "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”

Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”

Концепция дошкольного воспитания

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие дошкольного образования города Владимира на 2013-2015 годы»

(постановлениеГубернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176)

Приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 1213 от 25.09.13г. «Об утверждении плана внедрения ФГОС ДО на 2013-14 годы».

Учебно – методическое обеспечение

- Комплексной Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» авторы - Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.

- Комплексной прогаммой “Радуга” – авторы - Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.

Парциальными программами:

    «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

    «От звука к букве» (Е.В. Колесникова)

Реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основных и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата обеспечивается наличием учебно-методического и дидактического комплекса в соответствии с требованиями программ и включает в себя:

    методические руководства

    учебно-методические пособия и специальную литературу

    комплекты рабочих тетрадей для работы с детьми

    наглядно-практический, демонстрационный материал

    дидактические пособия

    научную, энциклопедическую и художественную литературу

    отражает специфику деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 102 и систематизировано по образовательным областям:

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие; речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

Направление развития (стандарт)

Ключевые положения программ (методических разработок)

Дидактическое обеспечение

Физическое

В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми»

Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова «Старт»

Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам»

Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогическизх условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Воспитание физических качеств у детей.

Сотворчество взрослых и детей с использованием нетрадиционных способов физического развития, оздоровления

Спортивное оборудование. Традиционный и нестандартный инвентарь. Фонотека.

Картотека игр и упражнений, различных видов гимнастик.

Социально-личностное

И.Ю.Ионова, Г.В.Беззубцева, Г.В.Золотухина, О.Ю.Липатова

«Этическая грамматика»

«Я – ты – мы» программа социально-эмоционального развития детей.

Создание у детей эмоционально-положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими.

Развитие навыков сотрудничества, становление чувства уверенности в себе. Умение справляться с чувствами.

Подборка художественной литературы. Иллюстративный материал.

Дидактические игры. Картотека игр и упражнений.

Интеллектуальное и познавательно-речевое

Учебный центр Л.А.Венгера «Развитие»

Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»

З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи»

С.Н.Николаева «Юный эколог»

Развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире.

Формирование математических навыков.

Приобщение детей к чтению.

Формирование экологической культуры.

Методические пособия и комплекты рабочих тетрадей.

Наличие библиотеки и фонотеки. Портреты детских писателей

Художественно-эстетическое

С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду»

А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»

Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»

И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»

Б.М. Неменский

А.И. Савенков

Обучение основам хореографического искусства.

Развитие потребности детей в творческом самовырвжении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обогащение детей музыкальными знаниями в процессе насыщенной музыкальной игры.

Формирование эмоционально-художественного взгляда на окружающий мир. Творческое преобразование действительности

Развитие творческого потенциала личности.

Фонотека. Музыкальные инструменты. Наглядно-иллюстративный материал.

Дидактические пособия и игры. Нестандартное оборудование для шумового оркестра.

Специальная литература Репродукции картин Портреты художников. Иллюстративный материал. Дидактические игры и пособия.

Изоматериалы и разнообразный материал для творчества.

Конструирование

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Развитие конструкторских и художественных способностей детей.

Различные виды конструкторов. Схемы. Материалы для художественного труда.

Творчество

Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества»

А.М. Страунинг ТРИЗ-РТВ

Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением.

Картотека дидактических игр и упражнений

Практический материал.

    Научно-методические материалы, обосновывающие содержание коррекционной работы в детском саду:

    А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;

    Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии»;

    Е.В. Колесникова. Наглядно-методический комплект для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях и в семье - «500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет»

«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет»

«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №2 для детей 5-7 лет»

    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»

    «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.

Наглядно-иллюстративные материалы включают в себя наборы картин, папки, ширмы, игрушки, настольно-печатные игры по всем разделам программы и образовательным областям

Педагогическая литература расположена

По образовательным областям

Литература по вопросам педагогики и психологии

Коррекционная работа

Работа с родителями

Словари, справочники, познавательная литература.

Детская литература распределена по авторам, выделены отдельные тематические сборники: сказки, рассказы о животных.

Периодические издания хранятся по годам выпуска

    «Дошкольное воспитание»

    «Ребенок в детском саду»

    «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

    «Обруч» (со всеми приложениями)

    «Вестник образования»

    «Справочник старшего воспитателя»

    «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    «Информационный бюллетень» ВИРО имени Л.И. Новиковой г. Владимира

Документация по содержанию работы ДОУ

Основная общеобразовательная программа МБДОУ, годовой и учебный план, циклограммы работы на месяц

Графики работы кабинетов, педагогов-специалистов

Протоколы заседаний Педагогического совета

Протоколы ПМПк

Материалы взаимодействия со школой

Материалы взаимодействия с семьей

Материалы работы по годовому плану (семинары, консультации)

Перспективные планы педагогов

Материалы организации летней оздоровительной работы в МДОУ

Материалы участия МДОУ в конкурсах

Информационно-аналитический блок

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса

Материалы мониторинга образовательного процесса

Аналитические отчеты педагогов за учебный год

Методическая копилка по организации и проведению контроля

Материалы оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Блок – педагогические кадры

Банк данных о педагогических кадрах

Материалы по организации аттестации и повышении квалификации педагогических кадров

Аттестационные документы педагогов

Работа творческих групп

Банк данных по обобщению передового педагогического опыта

Частно-методический блок

Организация работы МДОУ по безопасности жизнедеятельности

Организация развивающей среды в группах

Организация работы в группах раннего возраста

Здоровьесберегающее пространство ДОУ

Игровая деятельность

Экологическое воспитание

Патриотическое воспитание

Развитие творческих способностей детей

Взаимодействие взрослого и ребенка

Речевое развитие

Трудовое воспитание

Методические материалы по направлениям воспитательной системы

Педагогическая копилка (конспекты занятий, сценарии праздников, досугов)

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Требования к оформлению методического кабинета. Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ (в контексте ФГОС ДО) Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубина В.А.

Методический кабинет Место для общения педагогов дошкольной образовательной организации

Функции методического кабинета Взаимодействие педагогов друг с другом; Информирование педагогов; Методическое сопровождение Хранение дидактического материала

Методический и дидактический Материал комплектуется в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; примерными основными образовательными программами, адаптированными программами, парциальными программами, методиками; направленностью групп; длительностью пребывания детей в ДОО.

Требования к содержанию методического кабинета 1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; 2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. 3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО, дидактические материалы.

Классификация материалов методического кабинета а) нормативно-правовая документация б) основная методическая документация в) «Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса г) наглядно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный) д) литература педагогическая и детская, периодические издания е) выставки

Вся документация делится на блоки: Блок: Нормативно-правовая документация (федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы и документы регламентирующие деятельность ДОУ) Блок: Основная методическая документация Блок: « Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Блок: «Работа с кадрами» Блок: «Контроль и руководство» Блок: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью» Блок: «Преемственность в работе детского сада и школы»

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: 1. Федеральные документы документы Законы, программы РФ, постановления правительства 2. Региональные документы 3. Муниципальные документы 4. Документы образовательной организации (локальные акты регламентирующие образовательную деятельность ДОУ)

Основная методическая документация - строиться на основании номенклатуры дел методического кабинета Номенклатура дел методического кабинета; Материалы по аттестации педагогических работников; Годовой план работы ДОУ; Материалы и протоколы педсоветов; - Паспорт методического кабинета; - План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов); - Журнал протоколов семинаров, семинаров-практикумов материалы семинаров; - Материалы консультаций, открытых занятий, недели «Педагогического мастерства»; - Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей; - Материалы заседаний, документация ПМПК; - Материалы оперативного, тематического и итогового контроля;

Основная методическая документация методического кабинета Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ); Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ); Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты. Журнал проверки планов воспитательно -образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ. Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета;

Основная методическая документация методического кабинета Планы проведения методической (тематической) недели; Приказы заведующей ДОУ; Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом. Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте) Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ.

Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Основная образовательная Программа ДОУ согласно ФГОС Программа Развития ДОУ Учебный план работы ДОУ Образовательные и учебные программы, разработанные специалистами Рабочие программы педагогов ДОУ План методической работы на месяц План работы с молодыми специалистами Работа творческой группы. Протоколы заседаний творческой группы Конспекты открытых занятий и режимных моментов. Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обучения дошкольников. Передовой педагогический опыт работы по разделам. Расписание НОД во всех возрастных группах. Расписание дополнительных образовательных услуг. Режимы дня (теплый, холодный период) Документы об организации летней оздоровительной работы

Работа с кадрами Циклограмма работы специалистов ДОУ. Сведения о педагогических кадрах, учет методической активности. План повышения теоретического уровня и деловой квалификации педагогов Циклограмма участия педагогов в межкурсовой период в методических объединениях района и ДОУ Карты наблюдений за работой педагогов. Диагностика педагогических кадров. Сведения о самообразовании педагогов. (в годовом плане) Портфолио педагогов.

Контроль и руководство 1. План-график контроля на год 2. Материалы контроля: > Тематического > Оперативного > Фронтального > Медико-педагогический 3. Карты контроля > Результаты контроля (аналитические справки по результатам контроля, докладные, служебные записки) 4. Педагогическая диагностика > Диагностические карты по разделам программы; > Итоги диагностики воспитанников за отчетный период

Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью План работы с семьями воспитанников на год. План работы с социальными партнерами ДОУ, общественностью. Мониторинг семей воспитанников. План работы с неблагополучной семьей (при наличии таковых) Формы взаимодействия ДОУ с семьей (материалы по организации общих родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.) Методические рекомендации проведения родительских собраний. Рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей

Преемственность в работе детского сада и школы Договор о сотрудничестве между детским садом и школой. Положение о взаимодействии со школой. План проведения совместных мероприятий ДОУ и школы. Преемственность в работе детского сада и школы (материалы для проведения совместных мероприятий). Достижение целевых ориентиров детьми поступающих в школу (мониторинг достижений выпускников)

Литература: Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т. В. Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456 с. Интернет-ресурсы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам

воспитателей, следует учитывать, что:

1). Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития ДОО.

2). Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.

3). Все педагоги детского сада должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с детьми.

4). Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.

5). Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профмастерства, компетенций.

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

    изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что

было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

    постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно

представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

    разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей

деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

    обеспечение условий предстоящей работы;

    постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на

работу, инструктаж исполнителей;

    непосредственная помощь людям в процессе реализации того или

иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, мы помнили главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

    нормативные и инструктивные материалы,

    методические материалы,

    методическая и справочная литература,

    дидактический и наглядный материал,

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещена методическая литература по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

В методкабинете есть специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составляют собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг имеются словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др.

Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа в методкабинете поможет воспитателям в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

Разделы: Работа с дошкольниками

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

  • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности
  • (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
  • Блок повышения педагогического мастерства
  • (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
  • Программно-методический блок
  • (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
  • Информационный блок
  • (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

  1. Методических (печатных и рукописных).
  2. Наглядных (натуральных и изобразительных).
  3. Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

– нормативные документы;
– портфолио педагога;
– методическая и справочная литература;
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал;
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.

Рассмотрим некоторые из них.

В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
  • Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.

Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно– гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Знакомство с искусством;
  • Эстетическая развивающая среда;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Ребенок и его права;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

  • Фамилия, имя, отчество, год рождения.
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.
  • Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
  • Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
  • Дипломы различных конкурсов.
  • Другие документы.

Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

  • Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

– срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
творческих работ детей;
– конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.

  • Отзывы родителей о деятельности педагога.
  • Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.

Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

  • Перечень консультаций для педагогов (за 2 года).
  • Копии публикаций.
  • Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
  • Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер– класса.
  • Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.

Раздел 4. Творческие находки педагога.

  • Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
  • Программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ.
  • Взаимодействие с родителями.

Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

  • Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
  • Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.

Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.

Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

  1. Как часто Вы пользуетесь материалами?
  • Часто;
  • Редко;
  • Не пользуюсь.
  • Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
      • Трудно найти сразу;
      • Удобно.
    1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?
    2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

    Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

    Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

    Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

    4 блока:

    1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

    2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

    3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

    4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

    Методический кабинет ДОУ-комплекс

    • Методических
    • (печатных и рукописных),
    • Наглядных
    • (натуральных и изобразительных),
    • Технических
    • (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

    При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

    • Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
    • Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;
    • Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

    Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

    План работы методического кабинета на 2008-2009 уч.г.

    Работа методического кабинета строится на 4 блоках:

    • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности.
    • Блок повышения педагогического мастерства.
    • Программно– методический блок.
    • Информационный блок.

    Блок аналитико-диагностического обеспечения

    1. Мониторинг качества образования и воспитания в детском саду.
    2. Диагностика знаний, умений и навыков детей, согласно образовательной программы.
    3. Проведение мониторинга физического состояния и подготовленности дошкольников.
    4. Открытые просмотры занятий с последующим их анализом и выводами о результате педагогической деятельности каждого специалиста и воспитателя.
    5. Обучение методам диагностики по разным вопросам.
    6. Организация административного контроля путем введения новых форм: среза знаний и умений, навыков, регулирования коррекции и т.п.
    7. Диагностика психических процессов. Обследование детей подготовительной группы.

    Блок повышения педагогического мастерства

    1. Выработать план работы по аттестации воспитателей и специалистов:
    • Индивидуальная тематика для каждого аттестующегося;
    • Решение коллективных вопросов по аттестации;
    • Перспективный план работы для подготовки аттестации в последующие годы.
  • Обучение педагогов в ходе аттестации.
  • Круглый стол: “Социальное развитие детей дошкольного возраста”; “Реализация традиционных методик обучения”; “Диагностическая карта возможностей и затруднений воспитателей и специалистов”; “Соблюдение прав ребёнка в образовательном помещении”; “Как можно взаимодействовать с родителями?”.
  • Создание творческих групп, исходя из тематики педсоветов. Спланировать заседания творческих групп, их тематику.
  • Экспериментальная работа по ГОМП.
  • Заседание клубов: “Островок безопасности”; “Семейный очаг”.
  • Работать по самообразованию воспитателей и специалистов.
  • Основные направления:

    • Консультирование и методические рекомендации по разработке темы;
    • Создание условий для работы педагога по самообразованию;
    • Помощь в оформлении результатов самообразования;
    • Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса.

    Программно-методический блок

    1. Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
    2. Разработка программы правового воспитания.
    3. Составление плана работы с молодыми специалистами.
    4. Согласование плана работы по преемственности.

    Информационный блок

    1. Оформление уголков по патриотическому воспитанию.
    2. Выпуск газеты “Окно в детский мир”.
    3. Ведение картотеки в методическом кабинете.
    4. Итоги методической работы, отчёты творческих групп.
    5. Создание накопительной системы оценки достижений педагога – портфолио.


    Похожие статьи