Охрана магистральных нефтепроводов: эффективная концепция. Безопасность и охрана. экономическая безопасность бизнеса. Охрана. Охранники. Охранные предприятия и охранные системы

15.12.2018

13.4 Охрана объектов магистральных нефтепроводов

13.4.1 Охрана особо важных и режимных объектов магистральных нефтепроводов осуществляется подразделениями ведомственной военизированной охраны (ВВО) и службой безопасности (СБ) согласно установленному перечню в соответствии с Законом РФ О ведомственной охране.

Ответственность за состояние служебной деятельности подразделений ведомственной военизированной охраны и службы безопасности несут руководители ОАО МН, начальник службы безопасности и ведомственной военизированной охраны.

13.4.2 Деятельность, численность, оснащенность ведомственной военизированной охраны регламентируется Положением о ВВО и включает обеспечение охраны объектов МН, контроль за проведением пожарно-профилактической работы, поддержанием противопожарного режима на охраняемых объектах. Деятельность СБ регламентируется Федеральным Законом О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.

13.4.3 Основными задачами ОАО МН по обеспечению охраны и безопасности функционирования объектов магистральных нефтепроводов являются:

Организация охраны нефтеперекачивающих станций, перевалочных нефтебаз и других жизненно важных объектов магистральных нефтепроводов;

Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;

Внедрение в систему охраны новых эффективных инженерно-технических средств охраны, поддержание их в исправном состоянии;

Проведение проверок несения службы дежурными нарядами и комплексных обследований объектов охраны, устранение выявленных недостатков.

13.4.4 Система охраны трубопроводных объектов должна оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО) в соответствии с проектом, перечень которых в общем виде включает:

Периметральное ограждение территории;

Охранно-пожарную сигнализацию;

Периметральное освещение;

Охранное освещение площадок;

Выделение запретных зон;

Контрольно-пропускные (проездные) пункты;

Охранную сигнализацию по периметру ограждения;

Оснащение постов охраны в соответствии с выполняемыми задачами;

Постовую, телефонную связь и сигнализацию.

13.4.5 Оснащение объектов МН инженерно-техническими средствами охраны, их состав, порядок эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, ведение служебной документации регламентируются отраслевыми и ведомственными документами.

13.4.6 Для обеспечения четких и согласованных действий дежурных нарядов, команд охраны разрабатывается план охраны объекта на основе положения по охране объектов МН.

13.4.7 Защита экономических и коммерческих интересов ОАО МН осуществляется специальной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители охраняемых объектов обязаны обеспечивать поддержание средств охраны в исправности, своевременно организовывать их профилактическое обслуживание и ремонт.

13.4.8 Руководителям ОАО МН, его филиалов совместно с местной администрацией и территориальными органами МВД и ФСБ России надлежит систематически осуществлять комплексное обследование объектов особой важности и разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности каждого из них.

Приложение А

(Справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ В НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛАХ

    Закон РФ “Об обеспечении единства измерений” принят Верховным Советом от 01.06.93 № 4872-1, редакция от 02.06.93.

    Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” Указ Президента № 2060-1 от 19.12.91.

    Закон РФ “ О недрах” от 21.02.92 № 2395-1 редакция от 10.01.99.

    Закон РФ “Об экономической экспертизе” от 23.11.95 № 174-ФЗ, редакция от 15.04.98.

    Закон РФ “Об отходах производства и потребления” № 89-ФЗ от 24.06.98.

    Закон РФ “О промышленной безопасности опасных промышленных объектов” от 21.07.97 № 116-ФЗ.

    Закон РФ "О связи" принят Гос. Думой РФ 20 01.95.

    Закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.99 № 52-ФЗ.

    Закон РФ “О ведомственной охране ” одобрен Советом Федерации от 31.03.99 № 77-ФЗ.

    Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11.03.92 № 2487-I.

    Водный кодекс РФ, утв. Указом Президента РФ № 167-ФЗ от 18.11.95.

    Земельный кодекс РСФСР № 1103-1 от 24.04.91.

    Основы лесного законодательства РФ от 06.03.93 № 4613-1.

    ГОСТ 8.346-79. Резервуары стальные горизонтальные. Методы и средства поверки.

    ГОСТ 9.602-89. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии.

    ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

    ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения.

    ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

    ГОСТ 9965-76. Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия.

    ГОСТ 22782.0-81. Электрооборудование взрывозащищенное. Общие технические требования и методы испытаний.

    ГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии.

    СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

    СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования.

    СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов.

    СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства.

    СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

    СНиП 3.04.03-85. Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ.

    СНиП 3.05.05-84. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы.

    СНиП 3.05.05-85. Электротехнические устройства.

    СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений и РДС.

    СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий. 1995.

    СНиП III-18-75. Металлические конструкции.

    СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы, Правила производства и приемки работ.

    СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Введены 15.08.97. Госстрой России, М., 1997.

    Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ 13-01-92). Утв. постановлением Госгортехнадзора России от 24.02.92 с изменениями от 1995 г.

    Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов. - М.: Недра, 1989.

    Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов (ВППБ 01-05-99) (зарегистрированы ГУ ГПС МВД РФ, введены с 01.08.99).

    Правила охраны магистральных трубопроводов. Утв. Минтопэнерго, 1992.

    Правила капитального ремонта подземных трубопроводов (РД 39-00147105-015-98). - Уфа: ИПТЭР, 1998.

    Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. - АО “Энергосервис”, 1994.

    Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП). Утв. Главгосэнергонадзором 31.03.92 с изменениями и дополнениями от 30.09.93 № 42-6/8-ЭТ и от 14.11.94 № 42-6/34-ЭТ.

    Правила устройства электроустановок (ПУЭ, 6-е издание).

    Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. – М.: Госкомсвязи России, 1998.

    Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. - М.: Изд. Юридическая литература, 1978.

    МИ 1823-87. Вместимость стальных вертикальных цилиндрических резервуаров. Методика выполнения измерения геометрическим и объектным методами. - Казань: ВНИИР, 1987.

    Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда Утв. Минтруда России от 01.07.93 № 129 с изменениями и дополнениями от 28.03.94.

    Нормы на электрические параметры каналов тональной частоты магистральной и внутризоновых первичных сетей. – М.: Минсвязи России, 1996.

    Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов магистральной и внутризоновых первичных сетей. – М.: Минсвязи России, 1996.

    Положение о порядке подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 04-265-99). Утв. приказом от 11.01.99 № 2.

    Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.99 № 279.

    Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. постановлением Правительства РФ 22.09.93 № 942 в редакции от 11.06.96 № 698.

    ПР 50.2.006-94. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения. - ВНИИМС Госстандарта РФ, 1994.

    РД 08-183-98. Порядок оформления и хранения документации, подтверждающей безопасность величины разрешенного рабочего давления при эксплуатации объекта магистрального трубопровода Утв. постановлением Госгортехнадзора России № 8 от 11.02.98.

    РДС 39-055-85. ССБТ в нефтяной промышленности санитарно-техническая паспортизация на объектах нефтяной промышленности. Утв. приказом МНП от 03.10.85 № 570, введен с 01.03.86.

    Система организации работ по охране труда и промышленной безопасности на нефтепроводном транспорте (СОРОТ). - Москва, АК “Транснефть”, 2000.

    ТУ 39-1623-93. Нефть российская, поставляемая для экспорта.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Магистральный

Нефтепровод

Единый имущественный производственный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов и связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и других технологических объектов, предназначенных для транспортировки нефти от пунктов её приемки до пунктов сдачи потребителям или для перевалки на другой вид транспорта

2. Объект магистрального нефтепровода

Технологический комплекс (часть магистрального нефтепровода), включающий трубопроводы, здания, основное и вспомогательное оборудование, установки и другие устройства, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию

3. Линейная часть магистрального нефтепровода

Совокупность участков нефтепровода, соединяющих нефтеперекачивающие станции между собой либо с приемо-сдаточными пунктами и сооружений, входящих в состав нефтепровода.

К сооружениям линейной части магистрального нефтепровода относятся: собственно трубопровод, переходы через естественные и искусственные препятствия, линии электропередач и технологической связи, установки электрохимической защиты трубопровода от коррозии, устройства энергоснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты, сооружения линейной службы эксплуатации, противопожарные средства, противоэрозионные сооружения, вдольтрассовые дороги

4. Охранная зона магистрального нефтепровода

Территория вдоль трассы нефтепроводов и вокруг их технологических объектов, необходимая для обеспечения безопасности эксплуатации указанных нефтепроводов и объектов, на которой устанавливаются особые условия землепользования в порядке, определяемом правительством Российской Федерации

5. Технический коридор

Территория, по которой проходит нефтепровод или система параллельно проложенных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная с двух сторон охранными зонами

6. Трасса нефтепровода

Положение оси нефтепровода, определяемое на местности ее проекцией в горизонтальной плоскости

7. Подземный переход магистрального нефтепровода

Участок подземного нефтепровода при переходе через искусственную или естественную преграды

8. Подводный переход магистрального нефтепровода

Участок нефтепровода, проложенного через реку или водоем шириной в межень более 25 м

9. Воздушный переход магистрального нефтепровода

Участок надземного нефтепровода, проложенного через искусственные или естественные преграды.
Примечание: к воздушным переходам относятся: балочный, вантовый, гибкий переходы

10. Камеры пуска-приема очистных и диагностических устройств

Устройства с технологической обвязкой нефтепроводов и запорной арматурой для пуска и приема технических устройств в потоке нефти

11. Нефтеперекачивающая станция магистрального нефтепровода

Комплекс сооружений и устройств для приема и перекачки нефти по одному магистральному нефтепроводу

12. Перевалочная нефтебаза

Комплекс сооружений, входящий в состав магистрального нефтепровода, предназначенный для приема с магистрального нефтепровода, хранения и отгрузки нефти на другие виды транспорта

13. Пункт подогрева нефти магистрального нефтепровода

Комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий подогрев нефти, перекачиваемой по магистральному нефтепроводу с целью снижения вязкости

14. Станция смешения нефти

Комплекс сооружений, входящий в состав магистрального нефтепровода, предназначенный для приема разных сортов нефти, их компаундирования и перекачки по магистральному нефтепроводу

15. Резервуарный парк

Комплекс взаимосвязанных резервуаров для выполнения технологических операций приема, хранения и перекачки нефти

16. Приемо-сдаточный пункт нефти

Пункт по учету количества и качества товарной нефти

17. Эксплуатация магистрального нефтепровода

Совокупность процессов приема, перекачки, сдачи нефти, технического обслуживания, диагностики и ремонта объектов магистрального нефтепровода

18. Прием (сдача) нефти

Процесс передачи нефти между предприятиями в соответствии с действующими положениями

19. Перекачка

Процесс перемещения жидкостей по трубопроводу с помощью насосных установок

20. Техническое обслуживание магистрального нефтепровода

Комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объектов магистрального нефтепровода

21. Ремонт (оборудования)

Комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности, ресурса оборудования и сооружений магистрального нефтепровода

22. Капитальный ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования и сооружений с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые

23. Средний ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования и сооружений с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемый в объеме, установленном нормативно-технической документацией

24. Текущий ремонт (оборудования)

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и сооружений и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей

25. Ремонт по техническому состоянию (оборудования)

Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными нормативной документацией, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием оборудования и сооружений

26. Техническая диагностика

Область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объекта

27. Техническое диагностирование

Определение технического состояния объекта. Включает: контроль технического состояния; поиск места и определение причин отказа (неисправности); прогнозирование технического состояния

28. Контроль технологического процесса

Проверка соответствия характеристик, режимов и других показателей технологического процесса установленным требованиям (нормативам)

29. Техническое состояние

Состояние оборудования и сооружений, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями его параметров, установленных технической документацией на объект

30. Контроль технического состояния

Проверка соответствия значений параметров оборудования и сооружений требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени

31. Внутритрубная диагностика

Комплекс работ, обеспечивающий получение информации о дефектах и особенностях трубопровода с использованием внутритрубных инспекционных снарядов, в которых реализованы различные виды неразрушающего контроля; определение на основе этой информации наличия и характера дефектов; определение безопасных режимов эксплуатации трубопровода или необходимости его ремонта с точной локализацией мест проведения

32. Дефекты трубопровода

Потенциально опасные отклонения геометрического или конструктивного параметра, толщины стенки или показателя качества металла трубы (или сварного шва), выходящие за рамки требований действующих нормативных документов, возникшие при изготовлении трубы, строительстве или эксплуатации нефтепровода

33. Неопасный дефект

Дефект, не требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы соответствует нормативной.

34. Опасный дефект

Дефект, требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы ниже нормативной

35. Дефектный участок нефтепровода

Участок нефтепровода, содержащий один и более дефектов

36. Внутритрубный инспекционный снаряд (ВИС)

Устройство, перемещаемое внутри трубы потоком перекачиваемого продукта, снабженное средствами контроля и регистрации данных о дефектах и особенностях стенки трубопровода сварных швов и их местоположения.

ВИС имеют следующие функциональные разновидности:
скребок-калибр - скребок, оборудованный мерными калибровочными дисками, предназначенный для предварительного определения минимального проходного сечения трубопровода;
снаряд-профилемер - инспекционный снаряд, предназначенный для измерения внутреннего проходного сечения и радиусов поворота трубы;
снаряд-дефектоскоп - инспекционный снаряд, предназначенный для определения наличия и измерения параметров дефектов и особенностей стенки трубопровода и сварных швов

37. Периодичность внутритрубной инспекции

Временной интервал между двумя последовательными обследованиями ВИС участка МН по определенным типам дефектов

38. Запасовка

Процесс ввода ВИС в камеру пуска в “стартовое” положение.

Запуск снаряда в трубопровод обеспечивает поток перекачиваемого продукта

39. Очистной скребок

Внутритрубный снаряд, предназначенный для очистки внутренней полости и стенок трубопровода от отложений, загрязнения и посторонних предметов

40. Автоматизированная система

Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций

41. Сеть связи общего пользования

Составная часть взаимоувязанной сети связи РФ, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано

42. Ведомственные сети связи

Сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сети электросвязи общего пользования.

43. Магистральная ведомственная первичная сеть

Часть ведомственной первичной сети, обеспечивающая соединение между высшим звеном управления (Компании) и основными звеньями управления (ОАО МН), а также последних между собой

44. Производственно-технологическая связь

Связь, предоставляемая по ведомственной сети связи, для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами

45. Линия передачи

Совокупность линейных трактов, систем передачи и (или) типовых физических цепей, имеющих общие линейные сооружения, устройства их обслуживания и одну и ту же среду распространения сигналов в пределах действия устройств обслуживания

46. Система передачи

Комплекс технических средств, обеспечивающих образование линейного тракта, типовых групповых трактов и каналов передачи первичной сети

47. Диспетчерская связь (канал)

Избирательная и групповая громкоговорящая связь, предоставляемая оперативно-техническому персоналу, организующему транспорт нефти

48. Оператор связи

Физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической связи. Документом, дающим право, является выданная Госкомсвязи России лицензия

49. Надежность МН

Свойство МН выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования

50. Исправное состояние МН

Состояние МН, при котором он соответствует всем требованиям нормативной и конструкторской документации

51. Работоспособное состояние МН

Состояние МН, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и конструкторской документации

52. Авария на МН

Авария на объекте МН – внезапный вылив или истечение нефти в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими событиями.

53. Инцидент на МН

Отказ или повреждение оборудования технических устройств, применяемых на объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах МН

54. Опасный производственный объект

Магистральный нефтепровод с его объектами в границах эксплуатации ОАО МН, предназначенный для приема, хранения и перекачки нефти

55. Риск или степень риска

Сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события

56. Оценка риска

Процесс определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает в себя анализ частоты, анализ последствий и их сочетание

57. Приемлемый риск

Риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из экономических и социальных соображений

58. Охрана окружающей среды

Комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой и неживой природы

59. Охрана труда

Система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда

60. Инструкция

Нормативный документ, содержащий указания о порядке выполнения работ, эксплуатации оборудования и инструмента, пользования средствами защиты и т.п.

61. Нормативный документ

Принятый в установленном порядке документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. К нормативным документам относятся стандарты, нормы, правила, своды правил, регламенты, технологические инструкции, руководства по эксплуатации, положения и иные документы, соответствующие основному определению (в соответствии с ГОСТ Р 1.0-92)

Юридическое лицо, предприятие, эксплуатирующее МН или его участок. Региональная управляющая организация системы МН (оператор магистральных нефтепроводов)

63. Оператор системы нефтепроводного транспорта (магистрального нефтепровода)

Организация, осуществляющая эксплуатацию системы магистрального нефтепроводного транспорта (магистрального нефтепровода). Центральная управляющая организация системы МН


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Охрана магистральных газопроводов и нефтепроводов является довольно сложной задачей ввиду большой протяжённости охраняемой территории и высокой рыночной стоимости топлива на рынке. Эти факторы являются основными мотивами, побуждающими любителей лёгкой наживы к хищению энергоресурсов, которые порой достигают промышленных масштабов. Конечным итогом таких хищений являются внеплановые финансовые потери газо и нефтедобывающих предприятий. Бороться с этими явлениями необходимо постоянно. Охрана территории, где проложены магистральные линии, должна осуществляться на высоком техническом уровне, в круглосуточном режиме, с применением пеших и механизированных патрулей. Собственно говоря, именно плохое патрулирование территории прокладки трубопровода и является основным фактором, благодаря которому злоумышленники имеют возможность качать энергоресурсы прямо из магистрального трубопровода. Причиной некачественного патрулирования чаще всего являются сами охранники, проконтролировать работу которых не всегда возможно. Они это и сами понимают, и, зачастую, делают вместо 10 обходов территории, например, 5. А прибавьте к этому ещё и возможность сократить маршрут обхода, либо изменить его. Одним словом, способов увильнуть от работы у сотрудников охраны большое множество. Оно и понятно. Ведь маршрут патрулирования магистральных трубопроводов протяжённый, проходит порой по труднопроходимой территории, плюс ко всему необходимость делать обходы, в любое время суток и при любых погодных условиях делают работу охранника непростой, но важной. Какой смысл содержать охрану, которая не выполняет или не в полной мере выполняет свои должностные обязанности по патрулированию магистральных нефте и газопроводов. Ведь в то время, как доблестная охрана смотрит десятый сон, любители поживиться энергоресурсами делают своё дело и хозяйничают в полный рост.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Единственно верный способ значительно повысить эффективность работы охранников - установить надёжную автономную систему оперативного контроля за их работой. Причем, необходимо, чтобы эта система была удобной и простой в применении, имела автономное питание, была устойчива к внешним воздействиям (агрессивным средам, механическим повреждениям и т.д.), не давала возможности охранникам повлиять на результаты контрольных данных, что исключает их фальсификацию. Основной довод в пользу контроля охраны с помощью специальных устройств - однозначное определение эффективности их работы. После изучения отчета у начальника службы безопасности не просто колонки цифр, а объективная информация о добросовестности каждого сотрудника охраны.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ОХРАНЫ "Диспетчер"
Мы предлагаем Вам рассмотреть возможность применения системы оперативного контроля работы охраны "ДИСПЕТЧЕР". Система позволяет задавать необходимые маршруты обхода с любым количеством охраняемых элементов и контролировать момент и время прохождения конкретного сотрудника охраны по периметру территории, вдоль трубопроводов, скважин, хранилищ топлива и т.д. Система полностью фиксирует все нарушения:

  • если охранник вообще не делал обходов территории, зданий и строений;
  • если охранник сделал меньшее количество обходов территории, чем установлено ему должностной инструкцией;
  • если охранник делал обход по сокращённому маршруту, пропуская охраняемые объекты;
  • если было нарушено время обхода мимо конкретного объекта, интервал между обходами и т.д.
Прибор с точностью до минуты фиксирует прохождение охранником заданного объекта, который, в свою очередь, не имеет возможности каким-либо образом повлиять на результат считывания, а значит не сможет с имитировать обход, если он его не делал. Одновременно, система "ДИСПЕТЧЕР" очень удобна, проста в работе, имеет автономное питание, устойчива к агрессивным средам, что немаловажно для российского климата. Использование системы "Диспетчер" для контроля работы охраны магистральных газопроводов и нефтепроводов позволит стимулировать последних к регулярному обходу патрулями территории и помещений, соблюдению правопорядка и режима пропуска, пресечению фактов кражи энергоресурсов, повреждения оборудования и т.д. Требуйте от охранного предприятия, с которым Вы заключили договор покупку системы "ДИСПЕТЧЕР". Поставьте это непременным условием работы и Вы увидите, как изменится отношение охранников к своей работе. Работайте только с теми охранными агентствами, которые могут предоставить Вам отчёт о своей работе не на словах, а на деле.
    Читайте также:
  • Охрана объектов, складов, территории. Как работают современные охранные предприятия и службы охраны.

  • Охрана. Охранники. Охранные предприятия и охранные системы.

  • Охранные услуги. Обзор рынка и перспективы развития.

  • Охрана магистральных газопроводов и нефтепроводов.

  • Охрана периметра территории аэродромов и аэропортов.

  • Охранное видеонаблюдение. Охранные системы видеонаблюдения.

  • Обеспечение безопасности. Обеспечение экономической безопасности.

  • Охранное предприятие. Частное охранное предприятие.

  • Охранная деятельность. Частная охранная деятельность.

  • Охранное предприятие Москва. Частное охранное предприятие Атлас Щит Москва.

  • БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА. Экономическая безопасность бизнеса.

  • Диплом охранника. Обучение охранной деятельности.

  • КОНТРОЛЬ ПЕРСОНАЛА. Система контроля действий персонала «Диспетчер».

  • Обязанности охранника. Должностная инструкция охранника.

В настоящее время все чаще в средствах массовой информации поднимаются темы обеспечения безопасности объектов нефте-и газодобычи, магистральных трубопроводов. Последний случай с нефтяной платформой BP показал, насколько катастрофическими могут быть последствия разлива больших объемов нефти как для природы, так и для нефтяной компании. И если в Мексиканском заливе система безопасности была отключена лишь потому, что мешала спать работникам платформы, то в наших реалиях очень остро стоит вопрос защиты магистральных трубопроводов от террористических атак и несанкционированных врезок

А.С. Чижов
Генеральный директор 000 "Агрегатор"

Безопасны ли российские нефтегазовые трубопроводы? Ответ показателен на примере Дагестана, где уже в четырнадцатый раз за последние годы был взорван магистральный трубопровод.

1996 г. – обрушена в воду 450-метровая часть газопровода. 1998 г. – подорвана газораспределительная станция. В 2001 г. было совершено два подрыва, а в 2004 г. – уже пять взрывов газопроводов! В 2005 г. прошло несколько подрывов газопроводов с критическими последствиями (было нарушено газо- и энергоснабжение не только Дагестана, но и Азербайджана, где проживает более 600 тыс. человек, в том числе на территории России – около 148 тыс. человек).

В этой статье я хотел бы поразмышлять об использовании современных методов защиты магистральных трубопроводов. Изучив информацию о существующих методах, я пришел к выводу, что роль визуального контроля (а в частности, использование современных систем видеонаблюдения) крайне недооценена. Однако давайте по порядку.

Российские трубопроводы: современная ситуация

Для России трубопроводный транспорт как основное средство пополнения бюджета имеет весьма высокое значение. Сегодня он становится средоточием многих новейших достижений отечественной науки и техники. Казалось бы, ничего хитрого: что-то под давлениемподается по трубам... Но само по себе изготовление трубы для нефте- или газопровода (да еще большого диаметра) – достаточно сложная инженерно-техническая задача. Не говоря уже о собственно проектировании магистралей, укладке, пусконаладке и эксплуатации готового трубопровода. Так как в большинстве случаев трубопроводы проходят по малонаселенным местностям нашей страны, проблема охраны функционирующего объекта выходит на первый план. Конечно, топливо и нефтепродукты крайне привлекательны для криминальных группировок. Сегодня сделать врезку в трубопровод не составляет большого труда, так как охраняются трубопроводы в большинстве случаев только обходчиками. А проблем со сбытом краденого у организованных преступных групп обычно не возникает.


Негативным следствием несанкционированной врезки может стать поломка трубопровода, которая потребует полной замены пришедшего в негодность отрезка, что, в свою очередь, может привести к полной остановке транзита топлива на время ремонта поврежденного участка.

Еще одним следствием врезки являются возможные негативные экологические последствия. На сегодня оценить ущерб природе от подобного рода аварий просто не представляется возможным, что более чем показательно продемонстрировала авария в Мексиканском заливе.

Проблемы безопасности

Задайтесь вопросом, насколько вообще безопасны такие объекты инфраструктуры, как нефтепроводы, газопроводы и НПЗ? Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, устарели и неприменимы для современной России. У нее не только новая конституция, новые границы, но и новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводным системам.

То, что нынешняя система охраны трубопроводов в России устарела и не отвечает современным требованиям безопасности – увы, свершившийся факт. Специализированных систем охраны трубопроводов просто не существует. Так, созданная в 2002 г. специальная служба ОАО "Спецтраснефтепродукт", призванная заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства, не полностью эффективна. И хотя каждый квартал проводятся операции "Нефть" по пресечению попыток вреза с целью хищения нефти, попыток отбора меньше не становится. Военизированная охрана не в состоянии охранять все необходимые объекты. К примеру, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, по распоряжению губернатора военизированная охрана есть лишь на десятке объектов. А ведь трубопроводные системы (и это не секрет) имеют оперативно-стратегическое значение для наших Вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка большого количества военной техники проводится именно из магистрального трубопровода. В рамках ОАО "АК "Транснефтепродукт" действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую заправочную станцию протяженностью 20 тыс. км. Благодаря сотрудничеству с компанией Минобороны РФ за последние три года сократило 24 собственных склада ГСМ и планирует сократить еще 20 складов, это уменьшает затраты из военного бюджета на 0,5 млрд рублей в год. Чем не пример экономии бюджетных средств для дальнейшего использования в других областях, к примеру для перевооружения ВС или реконструкции жилого фонда частей и соединений?

Решение проблемы безопасности и предупреждение террористических актов на нефтегазовых трубопроводах возможны только после проведения комплекса мероприятий:

  • разработка новой концепции безопасности трубопроводных систем;
  • изменение и ужесточение требований к проектированию и строительству с учетом возможной террористической угрозы;
  • формирование системы деятельности частных военизированных организаций;
  • изменение существующей законодательной базы и принятие ряда международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.

Экологический аспект

Давайте теперь коснемся экологической стороны вопроса. Крупнейшая на сегодняшний день экологическая катастрофа – утечка нефти в результате аварии на нефтяной плавучей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, привлекла к себе более чем пристальное внимание. Возможны ли аварии с масштабными разливами нефти и нефтепродуктов в современной России? Анализ показывает, что возможны и аварийная утечка из нефтепровода может привести к катастрофическим последствиям для экологии России. Вероятность таких аварий в последние годы растет в связи с несанкционированными подключениями (врезками) к трубопроводам с целью хищения продуктов перекачки, приобретающими все более широкие масштабы. Насколько велики экологические и финансовые потери от разливов нефти и нефтепродуктов? Как защитить природу, на восстановление которой от последствий утечек топлива уйдут десятки, а то и сотни лет?

Основные угрозы и методы защиты

Первоочередное значение для повышения безопасности трубопроводов имеет оснащение их эффективными системами обнаружения утечек. Правительство РФ 19 июля 2010 г. направило в Государственную думу проект Федерального закона "Технический регламент "О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" (информация с официального сайта Государственной думы). К сожалению, в проекте закона отсутствуют конкретные требования к системам обнаружения утечек, а их наличие позволяет нечистым на руку частным компаниям "отмывать" большие деньги на профилактических и регулярных мероприятиях по обнаружению и устранению утечек и делает уже установленные средства технической защиты несоответствующими задачам обеспечения безопасности трубопроводов в целом. Разработка данных требований крайне необходима для предотвращения использования неэффективных систем, снижения роста объемов хищений из трубопроводов и предотвращения самой вероятности экологических катастроф с разливами нефти и нефтепродуктов.

На данный момент наиболее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти. Наибольшее число таких случаев, кроме республик Северного Кавказа, за последние годы отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и Краснодарского края. По ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам отбирается более 10–15 тыс. тонн топлива ежегодно. Подобное же положение с хищениями наблюдается и на нефтепроводах. И мы понимаем, что безопасность трубопроводного транспорта углеводородов и продуктов их переработки – это сегодня финансовая, экологическая и социальная проблема, которая выходит за рамки отдельных предприятий, становится важной государственной задачей и требует безотлагательного решения.

Наиболее распространенным видом охраны трубопроводов в настоящее время является патрулирование, однако этот метод охраны имеет целый ряд недостатков.

Во-первых, патрули не могут находиться в каждый момент времени на всем протяжении трубопровода. Одних только магистральных трубопроводов у нас в стране 215 тыс. км – больше, чем протяженность четырех экваторов. Конечно, можно возразить, что значительная часть из них – это газопроводы с давлением 100 атмосфер и нефтепроводы, идущие по просторам Сибири, в которые никто "не врезается". Но оставшаяся часть, проходящая по густонаселенным районам Урала, Поволжья, Центральной России, Северо-Запада и Юга РФ, представляется лакомым куском для криминала. К тому же сегодня, как никогда, высок риск преступного сговора охранников и криминала. Как в частной беседе заявил высокопоставленный сотрудник одного из крупнейших нефтезаводов, вероятность подкупа сотрудника охраны сегодня близка к 100%. Другую практику можно наблюдать на Северном Кавказе, когда из 100 человек, живущих в ауле, трое охраняют трубопровод, а остальные из него воруют. В-третьих, помешать зафиксировать врезку может обычная халатность сотрудников охраны – пресловутый человеческий фактор. В-четвертых, при большом числе охранников и постоянном росте затрат на их содержание трудно рассчитать общие затраты на патрулирование: расходы могут сильно превысить изначально запланированные, что особенно неудобно, если бюджет составляется сразу на несколько лет вперед.

Итак, давайте подытожим и выделим список задач, которые непосредственно связаны с охраной объектов трубопроводного транспорта.

Организационные:

  • создание единого типового проекта системы безопасности трубопровода (то, чего нет на данный момент и к чему обязательно должны прийти);
  • выбор в результате разработки проекта перечня оборудования, наиболее эффективного для решения специфических задач обеспечения безопасности трубопроводов.

Технические:

  • защита магистралей от несанкционированных врезок (экономический ущерб);
  • контроль передвижения людей и автотранспорта в непосредственной близости от нефтепровода (контроль зоны отчуждения);
  • охрана "кустов" скважин нефте- и газодобычи;
  • охрана воздушных переходов и вдоль-трассового оборудования (задвижек, крановых площадок и трансформаторов).

Видеоаналитика – беспроигрышная альтернатива патрулированию

И если организационные задачи по охране трубопроводного транспорта требуют долгих работ по проектированию, согласованию, натурных испытаний и прочего, то альтернатива вооруженному патрулированию есть уже сейчас – альтернатива, требующая только точечного вмешательства военизированных подразделений, – это охрана с помощью современных технических средств с применением видеоаналитики. Они должны постоянно вести контроль ситуации без участия человека по всей длине трубопровода, а при попытке врезки – немедленно подавать сигнал тревоги с указанием места проникновения злоумышленников (а лучше предупреждать и реагировать заранее, а не сообщать о диверсии постфактум).

Здесь мы подходим к необходимости развертывания комплексной системы безопасности, основанной на специализированной версии приемной части, разработанной исключительно для задач защиты трубопроводов и имеющей в своем составе автономное видеоаналитическое оборудование, которое позволит вывести работу по обеспечению безопасности подобных протяженных объектов на новый уровень. Данная приемная часть прежде всего должна отталкиваться от особенностей поставленной задачи и обеспечивать визуализацию ситуации на всем участке прохождения трубопровода. Так, чтобы сотрудники ситуационного центра контроля не смотрели на видеоизображения с тысяч камер, а имели перед собой наглядную схему всего объекта, на которой в режиме реального времени отображались бы тревожные ситуации, которые могут возникнуть по всей длине трубопровода. И операторы работали бы только с реальными случаями проникновения, попытками врезок и диверсионными актами. Не будет нужды в содержании раздутого штата операторов, дополнительных бригад военизированной охраны. Система сама сможет оценить возникшую тревогу и, классифицировав ее, сможет даже подсказать оператору список дальнейших действий для устранения предстоящего правонарушения, а в идеальном случае – и автоматически провести список превентивных действий по конкретному типу тревог.

Однако для этого в составе системы необходимо наличие автономного видеоаналитического оборудования. Именно автономного аналитического устройства, а не серверной реализации видеоаналитики. Ибо при оснащении видеонаблюдением протяженных объектов с применением серверной реализации аналитики очень остро встает вопрос о транспорте видеосигнала до сервера видеоаналитики и вообще о надежности и отказоустойчивости подобного решения. Ибо при выходе из строя серверной аналитики фактически выходит из строя вся система безопасности, которая призвана фильтровать ложные срабатывания и классифицировать тревоги. А реализация системы на базе автономных non-PC-аналитических устройств позволит многократно повысить отказоустойчивость всей системы в целом, ведь даже вывод из строя нескольких устройств на каком-либо из участков трубопровода не сможет вывести из строя всю распределенную систему распознавания образов и немедленного реагирования. Кроме того, возможность совместной работы устройства видеоаналитики и систем периметральной защиты позволяет снизить количество ложных срабатываний последних фактически до нуля, что позволит повысить экономическую эффективность системы безопасности трубопровода в целом до недостижимого ранее уровня.

Что же привнесет в систему безопасности трубопроводного транспорта видеоаналитика? Возможность анализа действий злоумышленников (откуда появились и куда ушли – с помощью трекинга), контроль действительно тревожных ситуаций (таких как появление на территории людей или машин – при помощи высокоточных алгоритмов детекции движения без реагирования на условия внешней среды, такие как дождь, снег, облака, движущиеся ветки и кустарники, животные, птицы и насекомые и т.д.), различные условия детекции для самого объекта и зоны отчуждения и т.д. Возможность работы с тепловизионными и поворотными камерами позволит удешевить проекты по оснащению трубопроводов ТСО за счет общего снижения количества камер без потери качества распознавания и детекции движения. Используя эти недостижимые ранее возможности видеоаналитического устройства, программная ответная часть позволит без использования сложных программных серверных алгоритмов организовать работу по обнаружению и реакции на действительно тревожные ситуации по-новому и повысит эффективность системы безопасности в целом.

Предотвратить угрозы, сэкономить средства

Описанные в статье специализированные системы дают возможность сотрудникам охраны с большой вероятностью предотвратить готовящиеся противоправные действия или поможет задержать злоумышленников на месте преступления менее чем через 4 минуты после начала ими подготовительных работ перед несанкционированной врезкой или сверления трубопровода. Подобная оперативность позволяет свести потери транзита нефтепродуктов фактически к нулю, а значит, снизить вероятность ущерба окружающей среде и возможные экономические потери. В отличие от других систем, в том числе основанных на измерении давления и анализе виброакустических сигналов, подобные конвергентные системы безопасности с применением видеоаналитического оборудования дают возможность решить все основные задачи, стоящие перед службами, отвечающими за охрану трубопроводов.



Похожие статьи